Мотивация на стадии новых идей
Дисней приходил в офис, одухотворенный идеями о новом
проекте, собирал всех сотрудников и начинал говорить. В такие
дни его называли Мечтателем. Он настолько увлеченно рассказывал
о своих замыслах и идеях, так живо описывал перспективы
развития, что подчиненные буквально загорались его мечтой, желая
принять непосредственное участие в ее воплощении. Каждый
сотрудник пытался не только понять, но и дополнить идею Диснея.
На такие обсуждения собирали не только топ-менеджмент,
творческих работников, программистов, но и весь технический
персонал. Диснею было не важно, кто подавал идею, которая могла
привести его предприятие к успеху: главное, чтобы в процесс были
включены все, начиная с простого дворника и кончая заместителем
директора…
Мотивация на стадии реализации
Умение Диснея воплощать новые проекты в реальность было
столь же важно, как и его способность фантазировать и
вдохновлять всех на эффективную работу. Дисней-реалист отмечал:
«Мы должны скрупулезно изучить новый проект, не только сам
замысел, но и возможность его осуществления». Сотрудники
начинали вносить предложения уже по реализации идеи с учетом
реальной ситуации. Вставали вопросы: возможно ли осуществление
идеи в современных рыночных условиях, и если возможно, то каким
образом? Какие правила диктуют современные условия? Возникла
необходимость в проведении маркетинговых исследований,
направленных на изучение потребностей рынка, анализа работы
конкурентов и т.д.
Мотивация на стадии апробации
После составления плана реализации проекта Дисней высказывал
свои критические замечания. В данном случае речь идет об одном
из проявлений негативной мотивации. Комнату, где происходило
первое рассмотрение планов и работ, проведенных в выбранном
направлении, сотрудники называли карцером.
В «карцере» новые идеи и разработки не встречали того
радушного приема, который они находили у Диснея-мечтателя и
реалиста. Здесь ценился только готовый качественный продукт,
который мог пользоваться спросом на рынке.
Функции критики заключаются не в отрицании и разрушении, а в
том, чтобы гарантировать соблюдение определенных критериев для
того или иного рыночного продукта…
Постоянный переход от позитивной стимуляции, которая,
заметьте, занимает две трети времени работы над проектом, к
негативной приводил к тому, что сотрудники были заинтересованы
не только в работе как таковой, но и в личном росте,
профессиональном развитии…
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ УОЛТОМ
ДИСНЕЕМ
• Объединение коллектива для совместной работы над новым
проектом.
• Чередование позитивной и негативной мотиваций за счет
смены ролей Мечтателя, Реалиста, Критика. Система позитивных
поощрений за новые производственные идеи в совокупности с
конструктивной критикой как стимуляция обучения и саморазвития
персонала.
• Поэтапное воплощение нового проекта: идея; план ее
осуществления; маркетинговая стратегия, вычленение препятствий
на пути реализации проекта; разработка путей преодоления
препятствий, технология реализации; вывод готового продукта на
рынок.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучая стиль руководства Диснея, психологи пришли к еще
одному очень интересному открытию. Оно касалось смены ролей
Мечтателя, Реалиста, Критика у руководителя в ходе работы над
новыми проектами. Если развиты позиции мечтателя и реалиста, но
совершенно отсутствует критическое начало, руководитель будет
выглядеть чрезмерным оптимистом, и рискует сделать много ошибок.
Если присутствует позиция реалиста и критика, его будут
воспринимать человеком, отвергающим все новое, и организация
станет крайне консервативной, не ориентированной на внедрение
последних технологических разработок.
В случае, когда у руководителя развита роль Мечтателя, но за
ней тут же вступает Критик (что свойственно для российского
менталитета), в организации появятся новые проекты, но далеко не
все из них смогут быть удачно реализованными. Через некоторое
время новаторы перестанут верить в то, что их разработки нужны
предприятию, будут чувствовать ненужность, нереализованность.
Эта ситуация очень характерна для России…
Финансовый взлет Японии объясняется тем, что в этой стране в
середине 50-х годов сделали ставку на построение системы
реализации, внедрения новых технологий. Рассматривались
изобретения и японских, и зарубежных специалистов. Им давали
зеленый свет для научной работы, апробации и ввода в
эксплуатацию новых разработок, при всем том, что контроль
качества, то есть критическое начало, у японцев очень развит.
Сегодня российские руководители имеют все шансы совершить на
своих предприятиях такой же прорыв, ведь интеллектуальный
потенциал наших специалистов достаточно высок. Нужно только
провести выравнивание процесса: идея, план реализации, выявление
недостатков, коррекция, уделив при этом особое внимание стадии
реализации, развив умение не критиковать все в пух и прах раньше
времени. |