Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Доклад
Тематическое направление: Процессы создания нового / Управление проектами
Предметно-содержательный аспект в управлении проектами

Subject and Scope Oriented Project Management

Бурлаков К.Ю.

ктн, доцент, генеральный директор

ЗАО Центр специализированного проектирования «АДРЕМ»

 

Доклад на Международном симпозиуме “Управление проектами. Бизнес. Идеи. Практика.”

Санкт-Петербург, Россия, 16-19 мая, 2005


Архивы текста доклада (710 kB) в RTF-формате MS Word и презентации доклада (962 kB) в формате MS PowerPoint для загрузки

 

В докладе рассматривается влияние содержательной специфики видов деятельности и задач, связанных с созданием в проекте нового продукта, на содержание процессов управления проектом. Показан подход, который постулирует существование устойчивых распределенных функциональных структур управления, к исследованию которых может быть применен системный подход для выделения структурных инвариантов. Такие инварианты создают основу для разработки подходов к решению проблем, возникающих при управлении проектами. Их конкретизация в проектном контексте позволяет формировать требования к команде проекта, стилю, наборам методов и приемов управления. Исследование таких инвариантных мета-описаний структуры управления может дать новый серьезный импульс развития методологии управления проектами.

Осмелюсь декларировать, что основное предназначение управления состоит в создании условий и реализации актуальных действий для воплощения того, что возникло в головах одних людей, умами и руками больших коллективов других людей.

Для этого сложились веками апробированные подходы к созданию устойчивой функциональной инфраструктуры человеческих отношений, которая обеспечивает целенаправленность, значимость и осмысленность совместных действий людей.

Приходит на ум аналогия своего рода ирригационной системы каналов для направления потоков деятельности по нужным руслам и слияния воедино различных потоков продуктивных усилий. Нужно определенным образом создать инфраструктуру каналов, которая становится направляющим средством для перетекания разобщенных действий в единый созидательный поток. Основу такой функциональной инфраструктуры создают инварианты, присутствующие в существующих структурах систем коллективной деятельности. Можно выделить следующие структуры (в скобках указаны примеры инвариантов):

  • структуру внутреннего генетического соответствия деятельности (технология);

  • структуру самоограничений деятельности (целенаправленность);

  • структуру долженствования и соподчинения (иерархии передачи волевого импульса);

  • структуру внешнего соответствия и координации (функции управления – планирование, организация, мониторинг, контроль, анализ и принятие решений);

  • структуру самоидентификации (организационная самостоятельность).

(Структура – это сложившаяся конфигурация объектов, связей между ними и их отношений. Отношения - формы реализации соответствия внутреннего содержания объектов системы, определяющие характер взаимодействия этих объектов.)

Конкретные формы реализации таких инвариантов образуют функциональное пространство форм человеческого общения в процессе коллективной деятельности.

Существующие методологии управления проектами построены на трех методологических китах - инвариантности структуры жизненного цикла проекта, структурных инвариантах отношений субъектов и объектов проекта - предмета проекта, заказчика, исполнителей, ресурсов разной природы и назначения, - и, наконец, только что описанных ключевых структурных инвариантах коллективной деятельности.

Однако инфраструктура управления – это “живой” организм. Он имеет свойство настраиваться на конкретику решаемых задач, каковы бы ни были формально регламентируемые отношения в том случае, когда люди действительно хотят сделать нужное для себя дело. Содержательные соответствия находят дорогу даже сквозь бюрократическую паутину. Они-то и являются действующей конфигурацией отношений. Эти конфигурации определяют конкретику управления. Их мы связываем с понятиями стиля управления, корпоративной организационной культурой, зрелостью этой культуры. Поэтому именно эти конфигурации и надо целенаправленно создавать и использовать при управлении проектами.

В качестве примера в таблице 1 приведено сравнение свойств двух различных типов проектной деятельности и их связи с содержательными характеристиками управления.

Мы же ставим перед собой задачу найти целенаправленные осознанные методы такой настройки. Оказывается, инфраструктура управления в указанной настройке четко ориентируется на специфику предметного содержания выполняемой деятельности, направленной на создание продукта проекта. Т.е. речь идет о функциональных инвариантах разных типов деятельности безотносительно к ее конкретному продукту.

Таблица 1.

Сравнение свойств различных типов проектной деятельности и их связи с содержательными характеристиками управления

№ п/п

Структурный принцип

Генетическое свойство вида деятельности

Структурные характеристики форм управления

Типовой проект

Инновационный проект

Типовой проект

Инновационный проект

1.     

Внутреннее соответствие

Отработанность, типичность, существование аналога, априорность результата

Отсутствие аналогов, высокая степень неопределенности, качественная сложность (толком не знаю, чего хочу), вариативность результата

Использование технологической обусловленности, преобладание организационной составляющей

Идейная лояльность, открытость на фоне методологической обусловленности, преобладание предметной составляющей

2.     

Самоограни-чение

Ясность, структурируемость задач, причинно-следственная обусловленность, риск отклонений

Неочевидность ценности промежуточных результатов, отсутствие опыта (толком не знаю, что могу), риск недостижения результата в целом

Целевая определенность направлений деятельности, сосредоточенность ресурсов

Сбалансированность усилий, предотвращение распыления ресурсов, самоконтроль, резервирование (“подстилание соломки”)

3.     

Долженство-вание и соподчинен-ность

Масштабность, необходимый минимум разнородных ресурсов

Творческая предметная специализация, инертность творческой инициализации (эффект оплодотворения – без созревания увеличение ресурсов не дает прорыва)

Иерархия ответственности (внешний волевой импульс деятельности)

Мотивация внутренней самоотдачи (волевой импульс порождается из ценностей индивидуума)

4.     

Внешнее соответствие и координация

Наличие готовых компонентов

Проникновение в сущность процессов, разрушение стереотипов, высокая вероятность внесения изменений, трудность оценки сделанного

Координация и согласование частных интересов и целей, интеграционность и операционность

Итерационность и лабильность, творческий интеллектуальный компонент

5.     

Самоиденти-фикация

Аддитивность компонентов

Глубина и цельность специфики предмета

Относительная независимость специалистов, слабая связь знаний (работаем с теми, кто пришел, доля тех, кто только знает, может быть выше, чем тех, кто умеет), удовлетворение исполнителем требований заказчика

Создание научной школы или коллектива профессионалов-единомышленников как условие обмена специальными знаниями (целенаправленный подбор специалистов, доля тех, кто умеет, существенно выше тех, кто только знает), цельность, дополнительность, открытость и синергизм взаимодействия в коллективе, публичная объективная апробация

Специфика вида деятельности, на которой основывается проект, как оптическая призма расщепляет поток продуктивных усилий участников проекта в соответствии с требованиями отработки тех или иных содержательных соответствий этому виду деятельности. Используя оптические аналогии, можно сказать, что этому расщеплению ставится в соответствие сложная оптическая система линз и зеркал – конфигурация функциональной инфраструктуры управления, включая методы, способы и приемы управления, - посредством настройки которой удается сфокусировать расщепленные спецификой деятельности потоки усилий, направив их, как лучи, в единый фокус, в котором создается результат проекта.

Реальные функциональные отношения в проектной среде могут не вполне соответствовать применяемым конфигурациям ресурсов и инфраструктуре управления. Действующие отношения формируют внутренние возможности управления в их взаимодействии с возможностями допустимых изменений в предметной сфере проекта. То, что сформировали управляющие проектом, может просто не работать. Надо провести проект в пространстве функциональных отношений так, чтобы траектория привела к необходимому результату. Управление проектом так, как мы его понимаем сегодня, является искусством возможного. Очень хотелось бы, чтобы построение методологии переводило приемы управления из сферы искусства в ранг научного знания.

Таким образом, методы формирования уникальной конфигурации проектного управления в соответствии с содержанием замысла проекта – это методы управления, нацеленные на результат.

Выделение, определение методов постановки и управления процессами, которые затрагивают проблемы адаптации структуры управления к содержанию предмета проекта, собственно и являются основной рассматриваемой в докладе методологической задачей. Ее решение позволит подходить к процессам выработки адекватных конфигураций управления – стилей, мотиваций, соответствий взаимодействия - осознанно, а, следовательно, и целенаправленно осуществлять постановку процессов управления. Мы говорим о разработке вторичных структур управления, считая, что классическая теория управления описывает ее первичные структуры.

Выявление конфигурационных и адаптационных процессов вполне решабельная задача. Пример довольно поверхностной проработки выявления этих процессов для управления требованиями к предмету проекта приведен на следующей схеме.

Тип проекта непосредственно связан с типом проектных решений, касающихся продукта проекта. Свойства проектного решения непосредственно определяют содержание процессов управления проектом.

Можно провести разделение типов проектных решений по признаку степени взаимной адаптации продукта и его пользователя.

В зависимости от типа проектного решения фокус внимания в проекте переносится либо на применение технологических решений, позволяющих расширить конфигурацию свойств продукта проекта, либо на применение организационных решений, которые позволяют обеспечить приятие продукта пользователем, обучить и адаптировать пользователя к новым функциям, которые он должен выполнять, чтобы использовать продукт проекта в качестве инструмента своей основной деятельности. Разные типы решений определяют различия в стиле управления, подходах к определению требований, выявлению рисков и назначению критериев качества результата проекта.

Важной особенностью является и то, что в процессе реализации проекта может и должен меняться стиль управления. Это определяется тем, какие характеристики управления значимы для достижения промежуточного результата на разных стадиях выполнения проекта. Тип проектных решений существенно влияет на то, какова должна быть стилевая акцентуация управления в проекте.

Хотелось бы отметить еще одну сторону управления содержанием в проектах.

Известно, что тесная работа с заказчиком, приводит к достаточно глубокому и одновременно структурированному пониманию его основной деятельности, поскольку она воспринимается со стороны. Именно менеджер проекта и его команда первыми осваивают это понимание, т.к. именно их усилиями происходит встраивание продукта их проекта в деятельность заказчика. Это понимание создает основу для инициирования исполнителем новых проектов, содержательно связанных с выполненным проектом. Комплексные программы работ (проектов) у заказчика появляются за счет этого как необходимость создания взаимосвязанного набора инструментов деятельности и, далее, разнообразных средств по их обслуживанию. Таким образом, именно содержательный аспект создает почву для организации новых проектов. Можно говорить, что управление проектом при этом начинается даже не с контрактной стадии, а с взаимодействия с заказчиком в других проектах. При этом принципиально взаимно изменяется роль менеджеров проектов и роль менеджеров по продажам крупных проектов и решений.

Выявление и формализация инвариантных связей между классами инструментов деятельности, а также видов их обслуживания могут дать базу для методов построения программ работ, например, для реализации стратегических целей заказчика.

Однако это верно тогда, когда у заказчика отсутствует сбалансированная и реализуемая стратегия деятельности или возможности по ее детализации. К сожалению, такой подход для заказчика может быть не вполне адекватен, поскольку может приводить к далеко не жизнеспособной эрзац-стратегии. Поэтому не думаю, что описанный аспект практики управления сможет повлиять на фундаментальные положения теории управления проектами, но он крайне важен для практического применения в существующих реалиях.

Рамки доклада не позволяют остановиться на других аспектах управления содержанием проекта. Автором показано, что существуют инварианты деятельности специалистов при формулировании целей работ (Scope), декомпозиции задач проекта (Work Breakdown Structure), постановке заданий для выполнения работ и в других процессах. На основе этих инвариантов возможно построение продуктивных формализованных методов управления содержанием продукта, содержанием проекта, качеством проектных работ и другими процессами.

Наконец, эффективный обмен знаниями в проекте, касающихся продукта, контактов с заказчиком, соисполнителями, поставщиками и других аспектов взаимодействий в проекте – это еще один содержательный аспект управления проектами.


Необходима дальнейшая систематизация и детализация описанных подходов. Особенность такой проработки заключается в том, что положительный исследовательский результат возможен только при условии обращения в процессе исследования к самым корням теории управления. Успех на этом методологическом пути достигается через детализацию фундаментальных принципов и понятий. Поэтому процесс исследования может показаться потрясающим основы, в то время как это вполне традиционный путь развития и углубления методологии.

К сожалению, методологии и инструменты для работы с содержанием проектов практически не развиваются. Даже сложность данного изложения, отсутствие сложившихся понятий и научного сленга говорит о непроработанности этой темы.

Помочь реализовать замысел проекта, найти способы его реализации существующими технологическими решениями, привести к условиям грамотного и целевого использования наработанных приемов и способов выработки как технических, так и организационных решений - такие методы и приемы могут и должны быть получены. Наличие вышеуказанных структурных инвариантов деятельности при работе с содержанием дает повод предполагать возможность создания вышеуказанных методологий.

И если следовать известному тезису о том, что российский менталитет не склонен материализовывать результаты проработок своих идей, то создание методологий – это как раз то, что наиболее близко нашим специалистам.

Зачастую обращаешь внимание на отсутствие системности в западных методологиях или крайне медленное ее наращивание. Российские специалисты могут вдохнуть жизнь в решение вышеназванных заведомо сложных проблем. Но для этого прорыва, в том числе его финансирования, нужны коллективные усилия, возможно на уровне РАН и федеральных ведомств. Эти работы могут принести успехи и приобрести значительный интерес для международного сообщества гораздо быстрее и весомее, чем, например, долговременные и крайне затратные усилия по созданию предполагаемых технопарков.


© Бурлаков К.Ю., 2005

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено