Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Конспект статьи

Тематическое направление: Управление персоналом / Обучение персонала
Школы бизнеса сбились с курса

(Роль неклассических системно-гуманитарных методов в науке управления - АДРЕМ)

 

The Business Schools Have Lost One's Course

[A role of not classical systems-humanitarian methods in a management science – АДРЕМ]

 У. Беннис, Д. О'Тул

(Уоррен Беннис – почетный профессор бизнес-администрирования, основатель кафедры лидерства в бизнес школе Маршалла при университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Джеймс О'Тул – профессор Центра эффективных организаций при университете Южной Калифорнии, автор книги «Как создать хорошую жизнь».)

 

Harvard Business Review (русское издание), май, 2005 г., стр. 54-61


Архив текста конспекта статьи (19 kB) в RTF-формате MS Word

 

[Статья посвящена критике академичного наукообразия в американских бизнес-школах. Критикуется применение строгих с позиции классической науки принципов и методов исследования – главным образом методов статистического и регрессионного анализа количественных параметров производства и социальных процессов, а также методов оценки строгости исследования, основанные на принципах научности. Последние являются критерием приятия исследований сообществом бизнес-исследователей. Любые отступления от них трактуются как популяризаторство и непрофессионализм. ‑ АДРЕМ]

 Бизнес – это профессия, такая же, как медицина или юриспруденция. (стр. 54)

Никакие образовательные реформы не будут работать, пока на смену научной модели не придет модель, учитывающая конкретные требования профессии. (стр. 56)

[Напрямую прослеживается проблема девальвации понятия “модель”, применяемого к любому сколь угодно посредственному описанию процесса, не апробированному и не обоснованному даже логически. Аналогичная история и с понятием “методика” (необходима разработка требований к модели и критериев ее построения!). ‑ АДРЕМ]

Бизнес – деятельность, предполагающая принятие решений на основании неполных, неточных и не связанных между собой данных. Возьмем самые трудные вопросы, которые встают перед менеджерами. Как влияет на руководителей «культ знаменитости»? Какое вознаграждение должен получать генеральный директор? Как спланировать глобальные операции компании, чтобы они были одновременно эффективными и сбалансированными? Какие цели должна ставить корпорация помимо создания стоимости для акционеров? Дать ответ на эти вопросы с помощью доступных исследователю средств (научного эксперимента или анализа выборки) очень непросто. (стр. 56)

[В статье критикуется математическое “моделирование” с помощью методов статистического и регрессионного анализа, которые не вскрывают механизма внутреннего генезиса сложных процессов. В противовес им в физике, например, (а в статье указывается на равнение экономистов и ученых-управленцев на строгость физических подходов) применяются аналитические методы микродинамики процессов, на основе которых строятся балансовые интегро-дифференциальные уравнения математической физики, позволяющие давать адекватные количественные прогнозы для макродинамики процессов.

Но и выхода пока нет; главное то, что отсутствуют методы и правила логического анализа проблем (их нет пока и в методологической практике), интеллектуальной поддержки, макромоделей логики причин и следствий, сценариев и упорядочения «здравого смысла» при обсуждении отношений многих объектов (логика многих тел). ‑ АДРЕМ]

[Тухлый академизм (механицизм, педантизм, который ставит метод выше цели исследования) и методичность – разные вещи. ‑ АДРЕМ]

В конечном счете, для решения большинства вопросов, с которыми сталкивается бизнесмен, необходимо уметь рассуждать. Проблемы на первый взгляд исключительно финансового характера наверняка будут связаны с маркетингом, продажами, производством и моральными нормами, и все это никак не втиснуть в математические уравнения [особенно статистических закономерностей ‑ АДРЕМ]. Особенно уязвимы стратегические вопросы: решения, принятые с учетом одних лишь количественных данных, нередко оказываются неправильными. (стр. 57)

[В статье в чистом виде делается заявка на методы поддержки интеллектуальной деятельности, логику выявления смыслов и путей их практического воплощения.

Не надо пытаться применять методы, которые имеют определенные границы применения там, где они не работают. Указанные проблемы решает структурное моделирование (аппеляция в статье к опыту описания бизнес-процессов как раз и говорит о необходимости применения структурного моделирования в практике, так как по сути бизнес-процессы именно так и описываются, только не вполне осознанно применяя методы структурного анализа и синтеза). Физика и техника грешит отсутствием методов структурного моделирования, которое осваивается интуитивно из практики решения задач, но совершенно не формализовано (уравнение используется, но откуда оно получается физика и техника не показывает, хотя и приводит уникальную логику его построения). Приходит на ум аналогия с созданием теории решения изобретательских задач, оставшейся применимой к узкому кругу технических проблем, которую нельзя считать системно обусловленной и замкнутой. ‑ АДРЕМ]

Именно [гуманитарные] составляющие (например, человеческий фактор и все, что касается [ценностных] оценок, этики и морали), которые теоретики потому и игнорируют, что не могут измерить, совершенно необходимы для принятия правильного решения в бизнесе. (стр. 57)

Лидеры ошибаются не потому, что неверно интерпретируют цифры, а потому, что не в состоянии правильно оценить значимость количественных и качественных факторов, которые должны влиять на их решения. Их главный риск связан с привычкой ограничивать проблему сведениями, имеющимися у них, и использовать стереотипные решения. Но в условиях быстро меняющейся глобальной экономики будущих бизнесменов надо учить отказываться от шаблонных решений. (стр. 57)

[Если время для методического решения сравнимо с характерным временем процесса, то лучше принять интуитивное решение. Но если есть еще и методы интеллектуальной поддержки “нечеткого” структурного характера, дающего опору для эффективных ассоциаций и интуитивного синтеза, то грех ими не пользоваться в рамках границ их возможностей. ‑ АДРЕМ]

[Учить следует умению иерархической рефлексии – умению выходить на метауровень обобщений и изменения масштаба охвата сущности проблемы с последующим возвращением к конкретике. ‑ АДРЕМ]

Когда психологи начали ставить правильные вопросы, на свет появились такие революционные исследования, как теория принятия финансовых решений нобелевских лауреатов Дэниела Канемана и Эймоса Тверски. К сожалению, большинство преподавателей бизнес-школ по-прежнему ограничиваются тем, что поддается измерению, вместо того чтобы искать новые подходы к изучению важных явлений. Как будто они боятся, что их обвинят в популяризаторстве. (стр. 58)

[Вот противоречие: принято утверждать верность принципа «управлять можно только тем, что можно измерить», т. е на основе шкальных критериев, но оказывается, что можно управлять и тем, что возможно оценивать и хотя бы выявлять и различать (!), т. е. структурировать на уровне критериев относительной логики. ‑ АДРЕМ]

[В контексте статьи под термином «научность» понимается использование устоявшихся методов, в первую очередь, математических без оглядки на логику процессов. Из статьи можно сделать вывод об отсутствии методов применения дедукции в бизнес-проблемах, особенно междисциплинарных – ученые развивают методы исследования, но не методы применения этих методов в практике. ‑ АДРЕМ]

Будущих бизнесменов нужно учить тому, как интерпретировать факты и принимать решения, когда данных недостаточно. Если необходимая информация имеется, решение может принять любой администратор нижнего звена. А лидеру нужно брать на себя ответственность и действовать на свой страх и риск. Учить этому должен преподаватель с широким кругозором и разнообразным опытом на примере простых на первый взгляд ситуаций. В ходе обсуждения преподаватель должен продемонстрировать студентам многослойную структуру ситуации, показать скрытые стратегические, экономические, конкурентные, человеческие и политические аспекты – все то, что необходимо учесть для выработки по-настоящему эффективных решений. (стр. 58)

[Именно для их понимания и синтеза решений нужны методы качественной структуризации.

Нужен костяк качественных отношений, на который можно опираться в отсутствие детального понимания процессов. … ‑ АДРЕМ]

В 1927 году философ и математик Альфред Норт Уайтхед обратился к Американской ассоциации университетских школ бизнеса со следующими словами «Плохо, когда воображение отделено от фактов, воображение – это способ пролить свет на факты… Трагедия человечества в том, что те, у кого есть воображение, не имеют опыта, а те, у кого есть опыт, не обладают воображением.» (стр. 59) – [как целенаправленно работать с воображением ??? ‑ нужны методы… ‑ АДРЕМ]

Доцент Гарвардской школы бизнеса Ракеш Хурана выделяет четыре важнейшие свойства профессии:

  • общепринятый корпус знаний;

  • система сертификации, которая удостоверяет, что кандидат владеет соответствующими знаниями и может применять их на практике;

  • нацеленность на служение обществу;

  • эффективный этический кодекс.

Таким образом, профессии ориентированы на практику, сосредоточены на нуждах клиентов и ставят во главу угла сочетание теоретических и практических знаний. (стр.59)

[Статья показывет, собственно, слабость существующих методов, а не слабость научного подхода. В чем существо преодоления академизма практикой? В статье это не показано! Понятие “практика” не детализируется. Научные методы обычно описывают как происходит процесс, что в нем существенно. Практика же показывает, как изменять процессы! Вот в чем основная проблема для исследования – адекватное изменение. ‑ АДРЕМ]

Сегодня в школах бизнеса полно умных, образованных преподавателей, не имеющих опыта управления. Они не способны выявлять проблемы, которые стоят перед руководителями, и анализировать отдаленные последствия решений, принимаемых в сложных ситуациях. (стр. 59)

Пока бизнес-сообщество четко не сформулирует свои запросы, руководители учебных заведений будут по-прежнему идти на поводу у преподавательского состава. (стр. 60)

Корень зла не в том, что современные бизнес-школы стали чрезмерно научными, а в том, что они отвергли другие формы знания. (стр. 60)

[В статье крайне положительно отзываются об ученых, “которые проводили бы новаторские исследования и одновременно стремились изменить устройство организаций. Они регулярно публиковали свои работы не в “тех” изданиях.” ‑ АДРЕМ]

[Эффективность исследований и знаний должна оцениваться] по следующим критериям:

  • насколько важны их исследования,

  • полезны ли они,

  • насколько интересны и оригинальны,

  • достаточно ли продуманы, аргументированы и проработаны. (стр. 61) [принципы научной обоснованности  ‑ АДРЕМ]

Том Кэмпбелл, декан школы бизнеса Хааса при Калифорнийском университете (Беркли), публично объявил, что будет отводить больше места «нестрогим» проблемам, как в учебных программах, так и в исследованиях (именно такие темы обсуждаются во влиятельном, но не слишком известном в широких кругах журнале California Management Review, который издает школа). (стр. 61)

Причиной неудач руководителей редко бывает отсутствие опыта. Скорее дело в другом: в недостатке здравомыслия и неразвитости навыков общения – того, что Аристотель называл благоразумием.

Аристотель учил, что правитель должен видеть, в чем заключается общественное благо, и служить ему. Одними лишь техническими навыками тут не обойтись. (стр. 61)

[Это ценностный анализ структуры ситуаций и структур ценностей. ‑ АДРЕМ]

В Аспенском институте студенты на семинарах читают классические труды по политической экономии и философии не для того, чтобы стать специалистами по Платону или Локку, а для того, чтобы понять глубинные процессы лидерства, которые либо вовсе не описаны в научных текстах, либо представлены слишком упрощенно. (стр. 61)

[Профессионалам знания нужны не для изучения, а для применения. Важна широта знаний. Энциклопедизм (и его обобщение в форме мета-методов) в наше время важен не для ученых, а для практиков!  ‑ АДРЕМ]

Современные бизнес-школы уделяют недостаточно внимания двум новым наукам – когнитологии и нейтрологии, а именно от них следует ждать открытий. (стр. 61) [Возможная трактовка когнитологии – это поддержка интеллектуальной и творческой деятельности, а нейрология, по-видимому, близка к НЛП. См. в этом замечании аналогию с нашими комментариями. ‑ АДРЕМ]

Другие профессиональные учебные заведения сумели разработать свои стандарты. Настало время школам бизнеса сделать то же самое. (стр. 61)

[Нужно уяснять методы и приемы современного управления из книг и публикаций. На их основе апробировать систему взглядов в целом, дополнять ее, модифицировать. Стоит вопрос не использования профессиональных умений и навыков в области своей компетенции, а развития своего профессионализма на основе сложившейся системы взглядов и применения его там, где в настоящее время приложение усилий наиболее эффективно. Энциклопедизм в профессионализме… !  ‑ АДРЕМ]

[Не все могут освоить материальноемкие отрасли, такие как нефтяная, но можно освоить наукоемкие. Главный (конкурентный) удар надо наносить – там, где не ждут  - в обсуждаемом случае пройти через болото непонимания интеллектуальных проблем в менеджменте. ‑ АДРЕМ]

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено