Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Управление персоналом / Обучение персонала

Зачем бизнес-лидерам теория  управления?

 

Why Business-Leaders Needs the Theory of Management?

 

К. Кристенсен, М. Рейнор

 

(Кристенсен Клейтон – профессор делового администрирования по программе Роберта и Джейн Сайзик в Гарвардской школе бизнеса (Бостон). Рейнор Майкл – руководитель Deloitte Research и профессор бизнес-школы Ричарда Айви (Лондон, Онтарио, Канада). Кристенсен и Рейнор – авторы книги «Дилемма инноватора: Как из-за новых теорий погибают сильные компании».)

 

Harvard Business Review (русское издание), июнь-июль, 2005 г, стр. 100-109


Архив текста конспекта статьи (900 kB) в RTF-формате MS Word

 

Известные бизнес-консультанты часто прописывают лекарства общего действия, а менеджеры столь же часто следуют их советам, руководствуясь нехитрым соображением: раз помогло другим, поможет и нам. (стр. 101)

Децентрализация и автономия в конце 1990-х годов принесли пользу многим крупным компаниям. Да и новые предприятия, которые в тот период казались столь преуспевающими, были небольшими, автономными и близкими к своим рынкам. (стр. 101)

Но другие крупные компании реорганизация сделала медлительнее и неповоротливее, лишила их гибкости, которая позволяла своевременно реагировать на потребности клиентов. (стр. 101)

Такое противоположное воздействие произошло потому, что руководители этих компаний, использовали средство, помогающее компании стать более гибкой, - формирование небольших бизнес-единиц, ориентированных на создание определенного продукта и близких к потребителю. Оно и в самом деле работает, но лишь в том случае, когда бизнес-единицы продают модульный, самодостаточный товар. (стр. 102)

Между тем клиентам таких компаний требовались не отдельные готовые продукты, а сложные системные решения, компоненты которых нуждаются в тонкой настройке и взаимной подгонке. Такие системы лучше проектировать, продавать и обслуживать в команде, участники которой свободно взаимодействуют между собой. А разделение на независимые производственные единицы, безусловно, этому препятствует. Руководители этих компаний применили теорию, не подходящую к их ситуации, поэтому последствия оказались самыми плачевными. (стр. 102)

Руководители часто встречают управленческую теорию в штыки. Теория предсказывает результаты, к которым приводят те или иные действия, и объясняет, почему так происходит. Любые стратегии, которые реализуют менеджеры, любые планы, которые они разрабатывают, опираются на некую теорию, лежащую в глубинах их сознания. Именно она позволяет предвидеть, что определенные действия приведут к нужному результату. (стр. 102)

Теории ценны по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, они позволяют делать прогнозы. Во-вторых, полноценные теории помогают интерпретировать настоящее, понимать, что и почему происходит. Теории помогают отделить сигналы, предвещающие важные изменения, от шума, не имеющего стратегического значения. (стр. 102)

Создание теории происходит в три этапа.

  • Первый этап начинается с описания явления, которое мы хотим понять. Невозможно построить хорошую теорию, не проведя тщательных наблюдений и не описав явление во всей его полноте и сложности. (стр. 102)

  • Второй этап - классификации аспектов этого явления. (стр. 102)

  • Третий этап - построение гипотезы о причинах данного явления. (стр. 102)

Далее предварительную теорию необходимо уточнять, и делается это, как показано на схеме, методом последовательных приближений. (стр. 102)

(стр. 103)

 Существует три стадии процесса разработки теории: поиск причинно-следственных закономерностей (вместо описания свойств, эмпирически связанных с наблюдаемым результатом); процесс выделения категорий, позволяющих создателю теории перейти от приблизительного понимания к надежному прогнозу; исследование не объясняемых теорией феноменов для построения адекватной теории. (стр. 103)

Приступив к созданию теории, исследователь прежде всего замечает самые очевидные свойства рассматриваемого явления, которые представляются ему связанными с определенным результатом. С учетом этих свойств он и выделяет категории. Это необходимый, но всего лишь начальный этап процесса построения теории. (стр. 103)

Самое большее, что может сделать исследователь на стадии разработки, - это сформулировать свои открытия в вероятностных терминах. Тех, кто использует исследование, находящееся на этой стадии, как руководство к действию, не ждет ничего хорошего: они не отличают корреляцию между свойствами и результатами от лежащего в ее основе механизма причинности. (стр. 104)

Принципиальный прорыв - переход с уровня категоризации на уровень установления фундаментальных причинных связей - происходит обычно не за счет обработки все больших массивов данных, а в ходе скрупулезного изучения реальных ситуаций на материале деятельности компаний. Только это и позволяет установить истинные причинно-следственные зависимости между звеньями производственного процесса. (стр. 105)

Что касается исследований в области управления, то и здесь для достижения предсказуемости недостаточно выявить причинно-следственный механизм, связывающий действия с их результатами. Следует двигаться дальше и изучать обстоятельства, при которых этот механизм приводит или не приводит к успеху. Для этого надо установить, как именно меняют свое поведение менеджеры в зависимости от тех или иных обстоятельств. Другими словами, хорошие теории являются контекстно-зависимыми: они не только определяют, что и почему следует из того-то и того-то, но и показывают, что в разных обстоятельствах механизм причинности приводит к разным результатам. (стр. 106)

Контекстно-зависимые теории дают менеджерам возможность оценить, какие именно особенности текущей ситуации обеспечили успех их стратегии и тактики. Они позволяют руководителю зафиксировать момент, когда изменяются ключевые факторы конкурентной среды и наступает пора перейти в режим «ручного управления», чтобы развивать успех в новой обстановке. Теории, доведенные до этой стадии, способствуют тому, что успех становится не только возможным и предсказуемым, но и устойчивым. Например, теория кластеров Портера прекрасно зарекомендовала себя, но исследователю представляется отличная возможность улучшить ее, попробовав ответить на вопрос: в каких случаях и почему могут разделиться на составные части столь прочные, казалось бы, кластеры? (стр. 106)

Для исследователей, предположивших существование механизма причинности, важно понять, при каких обстоятельствах компании терпят неудачу, хотя и действуют в точном соответствии с предписаниями теории. К сожалению, многие исследователи поглощены изучением успехов компаний и практически не рассматривают их неудачи. Сосредоточенность на успешности и «лучших образцах» - главная причина того, что в менеджменте с завидной регулярностью возникают тривиальные утверждения и фантастические предположения, а значительная доля управленческих наработок так и остается невостребованной. (стр. 106-107)

 [Границы применимости. - АДРЕМ]

Вопрос «Когда это не работает?» - магический ключ, позволяющий сформулировать причинную связь в терминах контекстной зависимости. По причинам, не вполне пока понятным, исследователи боятся воспользоваться этим ключом. В итоге многие перспективные разработки оказались невостребованными, а их репутация - погубленной только потому, что сторонники этих теорий беззаботно утверждали, будто они применимы в любых условиях. (стр. 107)

Чтобы от исследований была польза, их результаты следует представлять так, чтобы читатель мог самостоятельно диагностировать свою ситуацию. Когда менеджеры задают вопрос - на самом деле они пытаются узнать, в каких условиях теория работает, а в каких - нет. Чтобы определить, какова ситуация, в которой находится компания, менеджеру необходимо понимать, какой эта ситуация не является. Поэтому для создания адекватной теории важно правильно задать контекстно-зависимые категории. (стр. 107)

Категории, выделенные по отраслевому принципу или базирующиеся на противопоставлении «производство-сфера услуг», едва ли могут служить основой для построения надежной теории, поскольку обстоятельства, обусловливающие ее применимость, лежат в совсем иной плоскости. (стр. 107)

Теории можно доверять только в том случае, если она, дает рекомендации, что следует предпринять при изменении обстоятельств, в которых находится компания. (стр. 107)

Как определить, что теория достаточно хорошо разработана, что принятые в ней категории отражают не случайные совпадения, а причинные связи между обстоятельствами, действиями и результатами? Приведем несколько соображений, которые позволят определить, применима ли данная теория в вашей ситуации. (стр. 108)

  • Даже простое описание ситуации, которое встретилось в какой-то статье, может помочь выделить категории и найти причины интересующего вас явления. (стр. 108)

  • Остерегайтесь работ, призывающих к революционным изменениям всего и вся. Совершает ошибку тот, кто хочет перепрыгнуть от описания прямо к теории. Если авторы подразумевают, что их открытия применимы ко всем компаниям в любых ситуациях, не доверяйте им. Необходимо понимать не только что, где, когда и почему должно измениться, - не менее важно знать, что должно остаться неизмененным. По большей части новая схема категорий не отменяет сложившуюся к данному моменту систему представлений. Скорее она открывает новую перспективу, позволяющую анализировать реальные обстоятельства и действовать с учетом этих обстоятельств. (стр. 108)

  • Если категории в описываемом явлении выделены всего лишь на основе чисто поверхностных свойств, следует считать, что исследователи пока находятся в начале пути, ведущем к надежной теории. Здесь можно говорить об общестатистических закономерностях. Но если принять это за руководство к действию в условиях вашей конкретной компании, результат может оказаться самым плачевным. (стр. 108)

  • Корреляции, которые выглядят как причинные связи, часто выступают в форме прилагательных. Настоящая теория должна включать механизм - описание того, как все это работает. (стр. 108)

  • Помните, что достижения исследователей почти никогда нельзя считать истиной в последней инстанции. Выявить обстоятельства, при которых теория не помогает точно предсказать результат, - это триумф, а не провал. Отказываясь от изучения неудач, мы отказываемся от дальнейшего развития теории менеджмента. (стр. 109)

Понимая, что делает теорию основательной, руководители смогут более эффективно выбирать статьи для чтения и применения, поскольку у них появятся некие более надежные ориентиры, чем просто заверения авторов или их былые заслуги. (стр. 109)

[Статья описывает полноту процесса исследования и теории как выводов исследования. Она не углубляется в функции процесса. Например, в ней отсутствуют указания на неполноту категориального аппарата – неполноту модельной системы, позволяющей, собственно, отражать теорию. - АДРЕМ]

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено