Менеджмент и лидерство – разные, но дополняющие друг друга
явления и в нашем изменчивом мире одно не может существовать без
другого. Менеджеры отвечают за стабильность, а лидеры заставляют
меняться, и только компании, которым удается примерять эти
противоречивые тенденции, могут выжить в сложное время перемен.
(стр. 69)
В
большинстве компаний сегодня слишком много менеджмента и явно не
хватает лидерства. (стр. 69)
Совершенствуя лидерские качества, компании должны помнить, что
сильное лидерство в сочетании со слабым менеджментом не лучше, а
порой даже хуже, чем слабое лидерство и сильный менеджмент.
Основная проблема – объединить сильное лидерство и сильный
менеджмент и использовать достоинства каждого механизма для
компенсации недостатков другого. (стр. 70)
Разница
между лидером и менеджером
Менеджмент - это умение справляться со сложностями. Методы и
процедуры менеджмента сформировались в результате появления
крупных компаний. Умелое управление создает упорядоченность и
согласованность в таких ключевых аспектах бизнеса, как качество
и прибыльность. (стр. 70)
Лидерство связано с переменами. Мир бизнеса становится все более
конкурентным и изменчивым, и именно поэтому роль лидерства
сейчас особенно велика. (стр. 70)
Для
выживания и успешной конкуренции в этом новом мире необходимы
перемены. А чем больше [результативных] перемен, тем выше
потребность в лидерстве. (стр. 70)
До сих
пор никто не знает, как заставить людей идти в бой, кто-то
должен вести их за собой. (стр. 70)
Для
выполнения разных функций – управления проблемами и управления
переменами – требуются разные системы действий. И в той и в
другой системе необходимо решить, что делать, создать структуру,
которая будет осуществлять задуманное, и, наконец, попытаться
заставить людей делать свою работу. Но выполняются эти задачи в
каждой системе по-своему. (стр. 70)
[Здесь
"проблема" используется как синоним инцидента, требующего
возврата в русло устоявшихся технологий или метатехнологий. -
АДРЕМ]
[Перемены требуют создания новых технологий (или их освоения). -
АДРЕМ]
(стр. 70)
|
Формы постановки
целей |
Средства
достижения целей |
Средства и
объекты мотивации (воздействия) |
Менеджеры |
Решение проблем
компании начинают с планирования и составления
бюджета: они ставят цели (обычно на ближайший месяц
или ближайший год), разрабатывают последовательность
шагов для достижения этих целей, а затем выделяют
ресурсы для выполнения планов. |
Менеджмент
достигает своих целей, организуя процесс и подбирая
кадры: создаются оргструктура и рабочие места для
выполнения запланированной работы; подбираются
квалифицированные исполнители; их вводят в курс дела
и делегируют им ответственность за выполнение той
или иной части плана; разрабатываются системы
контроля за выполнением плана. |
Менеджеры
обеспечивают выполнение плана, осуществляя контроль
и решая возникающие проблемы. Они сопоставляют
результаты деятельности с пунктами плана, выявляют
отклонения и разрабатывают новые планы. В
распоряжении менеджеров есть формальные и
неформальные средства: доклады, встречи и т.п. |
Лидеры |
Перемены в компании
осуществляются совсем по-другому - все начинается с
выработки направления: первым делом формируется
видение будущего (часто очень отдаленного) и
разрабатываются стратегии осуществления изменений,
необходимых для реализации этого видения. |
Лидеры действуют
иначе: их цель - мотивировать и ориентировать людей.
Лидер разъясняет свое видение людям, которые
сплачиваются в сообщество, готовое принять замысел
лидера и работать ради его реализации. |
Лидеры должны
вдохновлять людей действовать во имя достижения
поставленной цели, и, несмотря на возможные
препятствия, обеспечивать движение в нужном
направлении. Лидеры воздействуют на основополагающие
сущности, которым часто не уделяется должного
внимания, то есть потребности, ценности, эмоции. |
Определение направления и разработка плана, пусть даже
долгосрочного - процессы совершенно разные, хотя их нередко
путают. Планирование - управленческая процедура, дедуктивная по
своей сути и нацеленная на получение результатов, а не на
проведение преобразований. Разработка направления - процесс
индуктивный. Лидеры анализируют разнообразные данные и пытаются
выявить модели, взаимоотношения и связи, которые помогли бы
объяснить происходящее. На этом этапе возникают не планы, а
видение и стратегии - описание того, каким должен стать бизнес
(технологии, корпоративная культура) в довольно отдаленном
будущем, и как достичь поставленной цели. (стр. 71)
Это
процесс сбора и анализа информации, и люди, которые этим
занимаются - стратегические мыслители с широким кругозором,
готовые идти на риск. (стр. 71)
Ни само
представление о будущем компании, ни стратегии, направленные на
реализацию этого представления, вовсе не должны быть
безукоризненно инновационными. Эффективные идеи могут быть
совершенно не оригинальными и состоять из хорошо известных
компонентов. Новым бывает сочетание компонентов, но и это не
обязательно. (стр. 71)
Главное
в идее - вовсе не оригинальность, а то, насколько она отвечает
потребностям заинтересованных лиц (клиентов, акционеров,
сотрудников) и насколько легко может быть трансформирована в
реалистичную конкурентную стратегию. Неверно сформулированное
видение игнорирует законные потребности и права важных
участников бизнес-ситуации (если, скажем, интересы сотрудников
соблюдаются за счет ущемления интересов клиентов или
акционеров). Видение может быть стратегически уязвимым. Когда
один из слабейших конкурентов в отрасли вдруг заявляет, что
будет «номером один», это воспринимается скорее как фантазия,
чем как видение. (стр. 71)
Словосочетание «долгосрочное планирование» содержит в себе
противоречие [горизонт предвидения по И. Пригожину
пропорционален логарифму от усилий, необходимых для прогноза. -
АДРЕМ]
(стр. 73)
[Долгосрочное планирование не может заменить перспективное
видение. Последнее рвет связи с актуальным состоянием, а
планирование на нем базируется. Видение практичнее, т.к. имеет
элементы фантазийной, но реальности. -
АДРЕМ]
Процесс
планирования должен не подменять собой формирование стратегии, а
дополнять его. Квалифицированное планирование служит полезным
средством проверки правильности выбранного направления.
Аналогичным образом удачно выстроенная стратегия создает
необходимую базу для реалистического планирования и позволяет
увидеть, где планирование необходимо, а где - бессмысленно.
(стр. 73)
Большинство сотрудников связаны со многими другими в рамках
общих деловых, технологических, управленческих и иерархических
структур. Но эти связи становятся обузой, когда в компании
начинаются перемены. Если сотрудники не создадут единую команду,
не будут действовать сообща и двигаться в одном направлении,
возникнет хаос. (стр. 73)
Заниматься надо не организацией, а ориентированием людей. (стр.
73)
Менеджеры занимаются организацией для того, чтобы создать
систему, позволяющую максимально точно и эффективно выполнять
план. Обычно для этого требуется решить целый ряд сложных задач.
Компания должна создать структурные подразделения и задать
отношения подчинения, найти подходящих сотрудников и наладить
обучение, подготовить систему информирования и распределить
полномочия. Надо построить также систему экономических стимулов
и систему контроля исполнения. Все элементы должны сочетаться
между собой в рамках конкретной ситуации. (стр. 73)
Ориентирование людей - совсем другое дело. Это в первую очередь
вопрос коммуникации, а не дизайна, он требует гораздо более
интенсивного общения, чем организационные меры Человеку
приходится иметь дело не только с подчиненными, но и с
начальниками, работниками одного с ним уровня, сотрудниками
других подразделений компании, а также с поставщиками,
правительственными чиновниками, клиентами. В общении участвуют
все, кто в состоянии помочь в реализации стратегии, и все, кто
может этому помешать. (стр. 73)
[Здесь
не рассматривается решение проблем индуктивным методом, но это
способствует решению. -
АДРЕМ]
Заставить людей увидеть картину будущего - задача гораздо более
высокого уровня, чем те проблемы, которые приходится решать при
выполнении краткосрочных планов. (стр. 73)
Важная
обязанность лидера – завоевать доверие людей, сделать так, чтобы
они прислушались к его словам. Доверие формируют многие факторы,
существенную роль играет и содержание сообщения, и личность
автора (кто он, какова его репутация, как соотносят его слова с
его поступками). (стр. 73)
Ориентирование людей создает новые возможности, которых едва ли
можно достичь организационными мерами. Компании часто с трудом
адаптируются к быстрым рыночным или технологическим изменениям
именно потому, что многие сотрудники чувствуют себя
беспомощными. По своему горькому опыту они знают: даже если они
правильно уловили суть происходящих изменений и начали работать
в соответствии с новыми веяниями, скорее всего, найдется
руководитель, которому эти перемены не понравятся. (стр. 73)
Ориентирование помогает преодолеть и это препятствие, поскольку
оно наделяет людей дополнительными возможностями. Во-первых,
когда в компании сформулировано направление движения, рядовые
сотрудники оказываются уже не столь беззащитными: пока действия
подчиненных соответствуют провозглашенному видению, начальникам
будет непросто попрекать их. И, во-вторых, когда у всех общая
цель, уменьшается вероятность того, что действия одних
сотрудников будут противоречить действиям других. (стр. 73, 75)
Лидеры
должны создать энергетический ресурс. Успешная мотивация
гарантирует, что у участников процесса хватит сил [энергии]
преодолеть все препятствия. (стр. 75)
[Мотивация подразумевает последующее автономное действие
человека из его внутренних побуждений, чтобы внешние мотивы
стали его внутренними. -
АДРЕМ]
Согласно логике менеджмента механизмы контроля позволяют
сравнивать поведение системы с планом и в случае отклонения от
него принять необходимые меры. (стр. 75)
Контроль - настолько важный элемент менеджмента, что высокая
мотивация и вдохновение тут абсолютно неуместны. Процессы
управления должны исключать риски и неудачи, а значит, не могут
зависеть от неожиданностей. Все системы и структуры устроены
таким образом, чтобы помочь рядовым сотрудникам, действующим в
стандартных ситуациях, день за днем успешно выполнять свои
обязанности. Ничего из ряда вон выходящего при этом не
происходит. Именно в этом суть менеджмента. (стр. 75)
Лидерство - нечто совсем иное. Для достижения великих целей
необходима мобилизация энергетического ресурса. Мотивация и
вдохновение заставляют людей действовать - но не под влиянием
жестких механизмов управления, а, удовлетворяя основные
потребности человека, рождая в нем ощущение достижения,
сопричастности, признания и самореализации, уверенность в
собственных силах, возможность жить в соответствии со своими
идеалами. Эти чувства глубоко трогают любого из нас и рождают в
нас мощный отклик. (стр. 75)
[Виды
мотивации:
-
понимание;
-
сопричастность;
-
ценностная поддержка (совпадение ценностного видения);
-
помощь в достижении цели;
-
способствование профессиональному росту;
-
способствование повышению самооценки;
-
моральное и материальное стимулирование;
-
распознавание успехов и лидерства. -
АДРЕМ]
Следует
заметить, что лидерство, исходящее из разных источников, вовсе
не обязательно действует в одном направлении. В такой ситуации
часто возникают конфликты. Чтобы избежать противоречий, нужны
механизмы, отличные от тех, которые координируют традиционный
менеджмент. (стр. 77)
Крепкие
неформальные связи, обычно возникающие в компаниях с развитой
корпоративной культурой, помогают координировать деятельность
лидеров, подобно тому, как формальные структуры координируют
деятельность менеджеров. Неформальные структуры в отличие от
формальных способны предоставить более высокий уровень
координации, необходимый для осуществления нестандартных
действий, и в частности перемен. Разнообразие коммуникационных
каналов и доверие между участниками коммуникации обеспечивают
процесс взаимоприспособления. Когда между ролевыми функциями
возникают конфликты, именно эти отношения помогают их разрешить.
Процесс диалога и адаптации – возможно в этом-то и заключается
самая важная его функция - позволяет создать варианты видения,
взаимосвязанные и совместимые, а не противопоставленные и
взаимоисключающие. Все это требует гораздо более масштабных
коммуникаций, чем при координации ролей в менеджменте, и сильные
неформальные сети в отличие от формальных структур способны
справиться с такой задачей. Но поскольку обширные неформальные
сети - важнейшая составляющая лидерской деятельности, любую
серьезную инициативу следует начинать с создания такой сети.
(стр. 77-78)
["Лидер" все-таки означает "идущий впереди". В статье же идет
речь скорее о предприимчивости и предпринимательстве по
сравнению с управлением в квазистационарных условиях. Лидер –
это успешный предприниматель. -
АДРЕМ]
[Нужна
система обучения и развития навыкам и знаниям
предпринимательства. -
АДРЕМ] |