Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
 / Формирование стратегии
 
Революционный бизнес
зрелой компании

Revolutionary Business of the Mature Company

В. Говиндараджан, К. Тримбл

(Виджай Говиндараджан – профессор международного бизнеса в школе бизнеса ТакДартмутского колледжа в Гановере, штат Нью-Гемпшир. Крис Тримбл – преподаватель бизнес-администрирования в той же школе бизнеса и старший партнер Katzenbach Partners в Нью-Йорке. Говиндараджан и Тримбл возглавляют Центр исследований глобального лидерства Уильяма Ахтмейера в школе бизнеса Так. Они соавторы книги «Забыть, заимствовать, учиться: секреты строительства революционного бизнеса в рамках устоявшихся организаций». Статья написана на основе этой книги.)

 

Harvard Business Review (русское издание), сентябрь, 2005 г, стр. 38-48


Архив текста конспекта статьи (16 kB) в RTF-формате MS Word

 

В погоне за инновациями компании готовы тратить энергию, время и немалую часть своих ресурсов на исследовательскую деятельность и разработку новых идей. Но на самом деле инновационная идея – это хороший старт, не более того. (стр. 38)

Авторы статьи проанализировали опыт компаний, открывающих новые направления бизнеса с высоким потенциалом роста и иной, чем в материнской компании, бизнес-моделью, а также нацеленных на новые отрасли, в которых пока нет четкой формулы получения прибыли. Стратегические эксперименты – самая рискованная, но и самая доходная категория инноваций, и управлять ими нужно особым образом. (стр. 40)

Новое направление обычно плохо уживается с подразделениями материнской компании. Чтобы уцелеть в таких неблагоприятных условиях, ему необходимо решить три задачи: забыть, изучать, заимствовать. Возможность позаимствовать часть «материнских» активов – главное преимущество нового подразделения по сравнению с независимыми компаниями, возникающими на пустом месте. (стр. 40)

Создавая новое подразделение, его руководитель должен знать, что ему придется все делать иначе, чем принято в материнской компании. Это касается найма персонала, оценки эффективности отдельных сотрудников и бизнеса в целом, уровня компетенции, права принятия решений, планирования и бюджетирования, корпоративной системы ценностей, общих представлений об успехе и много другого. (стр. 40)

Эти задачи нужно решать на этапе становления компании, от старта до выхода на уровень прибыльности, а для этого важно видеть, каким образом они взаимосвязаны. (стр. 40)

Чтобы заложить фундамент будущего успеха, новое подразделение должно забыть про бизнес-модель материнской компании и иначе отвечать на главные для любого бизнеса вопросы; кто наш клиент? в чем ценность нашего предложения? как мы предоставляем эту ценность клиенту? Поэтому нужно выяснить, какие знания и навыки окажутся самыми ценными для нового бизнеса, и осознать, что ему придется выходить на новый, непредсказуемый рынок. (стр. 40)

Забыть – значит изменить поведение. (стр. 41)

Все, из чего формируется общая память зрелой организации, – процедуры, выработанные на основе богатого опыта, отношения между сотрудниками, методы оценки эффективности, шаблоны планирования и даже расхожие истории о компании – мешает забыванию. (стр. 41)

 


Сигналы тревоги: забыть будет нелегко

У компании одна бизнес-модель.

Все бизнес-подразделения находятся на одном и том же этапе жизненного цикла (старт, стремительный рост, стабильное развитие, зрелость, спад).

У нового подразделения иная структура затрат, чем у материнской компании.

Компания обладает четко определенной культурой и эффективными механизмами социализации, которые запускаются в процессе найма персонала и при поглощении других компаний.

Компания традиционно предпочитает продвигать по служебной лестнице собственных сотрудников.

В компании строго выполняются планы.

(стр. 42)


Правила, которые помогают выполнить первое условие – забыть

Как забыть:

  • Ищите новых людей.

  • Не ставьте статус в зависимость от размера.

  • Соберите новую конструкцию.

  • Разработайте свои методики.

  • Создайте «кодекс успеха». (стр. 43)

Позаимствовать у материнской компании можно немало – от уникальных активов вроде брэнда, сети продаж и производственных мощностей до политики найма персонала, систем бухгалтерской отчетности и организации закупок. (стр. 43)

Очень важно правильно выбрать форму взаимодействия между компанией и ее новым подразделением, потому что если оно руководствуется особыми принципами, то взаимоотношениями двух организаций будет трудно управлять. Фактически умение предвидеть вероятные конфликты между ними и гасить их оказывается самым главным для заимствования. (стр. 43)

Когда новое подразделение хочет построить организацию иного типа, чем в материнской компании – между ними начинается борьба: «мы против них». (стр. 44)

Фокус в том, чтобы заимствовать только тогда, когда можно добиться цели. (стр. 45)

Правила грамотного заимствования

Как заимствовать:

  • Уравновешивайте забывание и заимствование.

  • Найдите общее.

  • Налаживайте сотрудничество.

  • Готовьтесь к конфликтам.

  • Делегируйте полномочия. (стр.45-46)


Сигналы тревоги: заимствовать будет нелегко

По мнению руководства компании, из-за нового подразделения в целом упадет выручка.

Руководство считает, что на фоне нового подразделения сама компания с ее технологиями и продукцией будет казаться устаревшей.

Многие в компании уверены, что новое подразделение нанесет ущерб ее основным активам, например брэнду, или подорвет отношения с клиентами.

Убытки нового подразделения растут, хотя его руководство наращивает выручку, и менеджеры компании считают, что незачем инвестировать в убыточный бизнес. Персональные бонусы, которые выплачивают в зависимости от прибыли компании, усугубляют ситуацию.

Компания находится в состоянии спада, ей не хватает ресурсов. Она неохотно выделяет капитал, производственные мощности, людские и другие ресурсы для нового подразделения.

Руководители компании не понимают, что у бизнес-единиц, находящихся на разных этапах жизненного цикла, разные потребности, поэтому нужно по-разному оценивать их работу и определять зарплату их сотрудников, делать больший акцент на гибкость, а не на эффективность, применять особые критерии для найма и продвижения сотрудников. Когда новое подразделение добивается успеха и его руководители получают крупные бонусы, в компании может возникнуть недовольство, что эти достижения стали возможны благодаря ее ресурсам.

Установить доверие между компанией и ее новым подразделением, двумя разными организациями, трудно.

Менеджерам компании неприятно, когда новое подразделение получает одобрение аналитиков, прессы, экспертов или гендиректора компании. Они многие годы работали на благо компании, но вдруг она поблекла на фоне более молодой и привлекательной организации.

Существуют стереотипы относительно новых и старых компаний. Новые подразделения часто считают, что зрелые компании недостаточно оперативны и от их предпринимательского духа не осталось и следа, а материнские компании - что статус подразделения должен зависеть только от объема подконтрольных ему ресурсов. Такие взгляды не способствуют здоровому соперничеству.

Компания слишком педантично подходит к вопросу эффективности бизнес-процессов и отказывается что-либо изменять по просьбе нового подразделения.

(стр. 45)


Любому начинающему бизнесу приходится многому учиться - оттачивать новые навыки, доводить до совершенства новые процессы, устанавливать новые отношения. Чтобы быстрее развеять неопределенность, связанную с ключевыми факторами, руководству нового подразделения нужно учиться предугадывать результаты своего бизнеса. (стр. 46)

Поскольку попытки предугадать результаты, особенно на первых порах, часто оказываются неудачными, появляется соблазн не придавать большого значения прогнозам, или вовсе пренебречь ими. Но отказ от прогнозов проблемы не решает. Не важно, точны они или нет, - самое главное, что, составляя их, можно узнать много нового. С анализа несоответствий прогноза и результатов и начинается «учеба» нового подразделения. Изучать – самая трудная задача. (стр. 46)

По мнению топ-менеджеров, если компания хочет получить преимущество первопроходца, значит, все усилия нужно направить именно на действие, а не на планирование. Цикл планирования должен быть годичным. Необходимо составлять прогнозы раз в квартал, а то и каждый месяц. Еще одна ошибка компаний заключается в том, что они составляют слишком жесткие прогнозы. (стр. 47)

Правила изучения

Как изучать:

  • Не смешивайте несовместимое.

  • Убеждайте в важности прогнозов.

  • Не уходите в оборону. Оценивайте работу руководителя нового подразделения не по результатам, а по его способности изучать ситуацию и, подстраиваясь под нее принимать верные решения. Отчитываться о выполнении планов полезно в зрелом бизнесе, а новому, растущему направлению эта практика может только навредить: если поставленные цели не будут выполнены, а при стратегических экспериментах такое случается то и дело, руководителю подразделения придется уйти в глухую оборону.

  • Лучше меньше, да быстрее.

  • Анализируйте по-новому. Поскольку стратегические эксперименты по определению очень динамичны, то сами темпы изменений зачастую говорят больше, чем текущие результаты.

  • Вычисляйте неизвестные. (стр. 48)

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено