Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Концептуальное проектирование
 /
Стратегические аспекты микроэкономики компании
Настоящее управление стоимостью

The Real Management of Cost

М. Остергард, А. Баркин

 

(Майкл Остергард – ассоциированный партнер Accenture, руководитель группы анализа стоимости бизнеса в составе стратегической практики. Андрей Баркин – преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ, в недавнем прошлом – менеджер Accenture.)

 

Harvard Business Review (русское издание), сентябрь, 2005 г, стр. 95-104


Архив текста конспекта статьи (593 kB) в формате MS Word

 

Высокая стоимость акций - это не только свидетельство отличной работы менеджмента, но и предупреждение о том, что рынок ожидает дальнейшего улучшения финансовых показателей компании. А значит, ее руководство должно найти способ оправдать надежды инвесторов - научиться измерять их и закладывать в планы. (стр. 95)

 Понятие «стоимость компании» стало предметом дискуссий уже на заре становления российского фондового рынка. Обнаружив в родном языке недостаток современных рыночных терминов, деловое сообщество стало черпать их в английском, наспех подбирая не всегда удачные русско-язычные эквиваленты. До сих пор не поставлена точка в споре о том, насколько уместно слово «стоимость» для передачи смысла английского value: словосочетание «стоимость бизнеса» рождает в уме устойчивую ассоциацию с затратами, а не с ценностью. Но, конечно, дело не только в словах. (стр. 113)

Существует множество методик определения стоимости компании, и экономисты продолжают искать новые, все более совершенные. Владельцы компаний уже давно интуитивно выбрали самое надежное мерило потенциальной стоимости - денежные потоки, которые компания может обеспечить, - и полагаются исключительно на них. Время показало, что интуиция бизнесменов не подвела: пока не придумано ничего, что могло бы заменить прогноз денежных потоков. И тем не менее концепция стоимости бизнеса оставляет нерешенными множество задач и продолжает будоражить умы экономистов. (стр. 113)

Международная команда Accenture разработала новую методику, которая позволяет не только выявлять и анализировать наиболее значимые факторы роста стоимости компаний, но и количественно оценивать ожидания инвестиционного сообщества, заложенные в курсе акций. Причем делать это в измеримых показателях и понятных терминах. (стр. 113)

Методика дает менеджменту компании возможность сравнить запланированное увеличение денежных потоков с ожиданиями рынка, а инвесторам - оценить, какая доля нынешней рыночной капитализации компании обеспечена верой инвесторов в ее будущие успехи, а какая - реальными достижениями. (стр. 113)

Стоимость компании традиционно предстает в двух вариантах: в совокупном доходе акционеров, то есть в дисконтированной сумме дивидендов и прироста стоимости акций, и в прогнозируемых дисконтированных денежных потоках (DCF). (стр. 96)

Новая методика использует модель стоимости, которая фокусирует внимание на двух наиболее существенных переменных. Во-первых, это надбавка, то есть разница между доходностью вложенного в компанию капитала (ROIC, RОСЕ) и стоимостью этого капитала (WACC, Cost of Capital), во-вторых, рост доходов компании. (стр. 96)

Здесь используется принципиально новое понятие - «будущая стоимость», которая представляет собой разницу между текущей стоимостью компании (то есть суммой реальной рыночной капитализации компании и ее долговых обязательств) и ее расчетной настоящей стоимостью (исчисляемой стандартным методом прогнозируемых DCF в предположении неизменности эффективности бизнеса, то есть прибыли, генерируемой на единицу капитала). (стр. 96)

Другими словами, будущая стоимость компании представляет собой овеществленную веру в ее дальнейшее развитие. Чем выше доля будущей стоимости в общей сумме, тем выше ожидания нового прорыва. И хотя акционеров компании с высокой долей будущей стоимости не может не радовать доверие рынка, менеджерам есть о чем задуматься, поскольку именно они должны обеспечить осуществление этих надежд. (стр. 96)

Иногда высокий вес будущей стоимости существует в отрасли, где происходит укрупнение и где инвесторы уже включили так называемые премии за покупку в стоимость компаний - возможных объектов поглощения. Другая крайность (отрицательная будущая стоимость) - свидетельство тотального неверия рынка в способность компании сохранить даже нынешнюю эффективность. Но отрицательная будущая стоимость может также быть обусловлена цикличной природой бизнеса в некоторых секторах: когда компания находится в верхней точке цикла (с максимальными денежными потоками), ей трудно удерживать эффективность на привычном уровне. (стр. 96)

(стр. 97)

Будущая стоимость - это разница между тем, что готов платить за компанию рынок (фондовый и долговой), и тем, что она, по прогнозам, стоит гак генератор денежных потоков. Будущая стоимость компании - очень динамичная величина, которая меняется каждый рабочий день вместе с котировками ее акций и долгов, а также при появлении очередных финансовых отчетов, однако этот показатель дает возможность менеджменту в деньгах выразить ожидания рынка. Он также помогает понять, до какого уровня нужно поднять эффективность, чтобы по меньшей мере не уронить рыночные котировки акций и облигаций компании. (стр. 97)

По-настоящему глубокий анализ будущей стоимости полезен и для такой специфической области, как отношения с акционерами и инвесторами, однако действительное новаторство методики - в ниспровержении устоявшегося мифа, согласно которому для акционера положительная надбавка - всегда благо, а отрицательная - всегда зло. Понимание сущности будущей стоимости позволяет нацелить всю модель управления бизнесом на прирост стоимости, а непонимание повышает риск падения котировок. (стр. 98)

Имея модель измерения будущей стоимости, можно установить, как повлияет на стоимость изменение любого показателя. Можно рассчитать, насколько вырастет стоимость компании при сокращении удельных затрат на содержание и обслуживание активов и как отразится на стоимости оптимизация закупок. (стр. 98)

При таком подходе, во-первых, компания не впадает в методическую ересь, прибавляя чистую дисконтированную стоимость денежных потоков (NPV) некоего проекта к общей стоимости компании. Т.к. большинство серьезных проектов влияют на компанию в целом и пользуются ее ресурсами, проект с положительным расчетным NPV может привести к снижению стоимости компании. И наоборот, проект, NPV которого при изолированном рассмотрении отрицательна, может работать на повышение стоимости компании. (стр. 98)

Во-вторых, сравнение целостной модели стоимости «до» и «после» заставляет менеджмент думать о влиянии любой предлагаемой инициативы на все факторы деятельности компании и, препятствуя копированию цифр из прошлого в будущее по умолчанию, уменьшает вероятность случайного недосмотра. (стр. 98)

В-третьих, такой подход может выявить вредность предлагаемого проекта. (стр. 98)

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) в большинстве случаев, вышедшее из-под пера коммерческого директора, содержит смелые прогнозы прироста выручки, а в расходной части значится только увеличение численности персонала. Но если оценить влияние нововведений на бизнес в целом, то окажется, что скидки бьют, как минимум, по прибыли, а рассрочки - по эффективности использования капитала. (стр. 98)

(стр. 98)

Важно не ограничиваться контролем денежных потоков, иначе рано или поздно придется предпринимать рискованные шаги, чтобы догнать шедших далеко вперед конкурентов. При обсуждении перспектив новой стратегии или проекта необходимо сохранять главный ориентир - повышение стоимости компании. (стр. 102)

Предварительный анализ позволяет говорить о двух допустимых стратегиях для акционеров. Во-первых, можно сделать ставку на рост капитализации, в частности на рост доли будущей стоимости, чтобы избежать поглощения. Эта стратегия предполагает опережающий рост выручки и масштаба бизнеса, а также удержание доходности и стоимости капитала. Во-вторых, можно сделать ставку на продажу стратегическому инвестору. При этом нужно сосредоточиться на управлении затратами и оборотным капиталом, удержании темпов роста выручки и развитии долгового финансирования. (стр. 104)

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено