Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Эффективность руководителя и развитие предприимчивости
 /
Школа лидерства
Вечная тема лидерства

Eternal Theme of Leadership

С. Филонович

(Сергей Филонович - профессор, доктор физико-математических наук, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, консультант по менеджменту.)

 

Harvard Business Review (русское издание), ноябрь, 2005 г, стр. 24


Архив текста конспекта статьи (10 kB) в RTF-формате MS Word

 

История изучения лидерства в бизнесе началась с попытки построить теорию лидерских качеств, с помощью которой специалисты надеялись выявлять потенциальных лидеров. Но оказалось, что человек может обладать множеством черт, свойственных лидерам, а лидером так и не стать. И, наоборот, многие люди становились яркими лидерами, не имея, казалось бы, самых нужных для этого качеств. (стр. 24)

Лидерство определяется не качествами, а поведением людей. (стр. 24)

Распространенная модель принятия решений, когда одно лицо - лидер - принимает решения, а другие - менеджеры - их воплощают, требует значительных временных затрат: нужно собрать информацию, необходимую для принятия решения, и осуществить ее первичную обработку (это делают менеджеры). Затем она отправляется наверх (лидеру), проходя через несколько уровней управления, где подвергается дополнительной трансформации. После принятия лидером решения соответствующая информация передается обратно менеджерам. В рамках такого процесса важная информация искажается и устаревает. Использование информационных технологий помогает смягчить проблему устаревания, но не устраняет ее полностью. Поэтому в условиях быстрых изменений расщепление функций лидера и менеджера приводит к ухудшению качества решений. Для этого нужно делегировать определенные полномочия по принятию решений менеджерам, которые находятся на более низких уровнях управления. Т.е. нужно превратить менеджера в лидера! (стр. 24)

Дилемма прошлого акцентировала внимание на мере риска: менеджер делает то, что делалось прежде, а лидер разрабатывает направление, открывает путь в незнаемое. Но в современной динамичной среде бизнеса идея о стандартности действий менеджера становится сомнительной. Сегодня управленческие решения всегда принимаются в условиях неполной информации и огромную роль играет интуиция. (стр. 24)

Кроме того, у лидерства есть два аспекта. С одной стороны, это выделенная позиция человека или группы, с другой - способность увлечь людей за собой. При обсуждении проблем управления часто делают упор на позиционном аспекте лидерства и высказывают сомнения, что в одной организации может быть много лидеров. Однако для осуществления динамического лидерства совсем не обязательно обладать лидерством позиционным. Существует эффективная теория косвенного лидерства, согласно которой человек, формально не занимая лидерскую позицию, может вовлекать людей в реализацию идеи, которую он считает важной. Вспоминается выражение «серый кардинал», но оно имеет негативную коннотацию, тогда как косвенное лидерство может использоваться во благо организации. Таким образом, динамическое лидерство в компании может осуществлять множество людей, занимающих менеджерские должности. (стр. 24)

[Лидеры обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если сеет разрушение и дисгармонию - бизнес идет ко дну. Лидеры умеют налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. - АДРЕМ].

Гораздо продуктивнее говорить не о противопоставлении лидеров и менеджеров, а о наборе компетенций, позволяющих менеджеру проявлять нужные для организации лидерские качества. (стр. 24)

[К таким лидерским качествам относятся:

  • хорошие организаторские способности и лидерские навыки;

  • дисциплинированность;

  • умение быть сильным политиком и нравиться окружающим;

  • гибкость, ему постоянно приходится работать в условиях конфликта целей, и ему просто необходимо находить компромиссы в разрешении критических ситуаций и проблем.

  • умение быстро собрать нужную информацию и оперативно принять решения;

  • богатый деловой опыт и хорошее образование;

  • быстрое овладение новыми знаниями;

  • умение стимулировать работу своих сотрудников;

  • опыт работы с системами, соизмеримыми по масштабам и сложностью с внедряемой системой.

Другими словами: мало знать, ЧТО надо делать, надо еще знать, КАК это делать и УМЕТЬ это делать. - АДРЕМ]

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено