Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Конспект статьи

Тематическое направление: Концептуальное проектирование / Формирование стратегии
ИТ-стратегия как разделение ответственности за результат

IT-strategy as Division of the Responsibility for Result

 А. Буйдов

(Буйдов Александр, заместитель генерального директора, директор по ИТ компании КРОК)

 

Intelligent enterprise, СК Пресс, 2005 г, №5 (115), стр. 24-27


Архив текста конспекта статьи (18 kB) в RTF-формате MS Word

 

         Разработать ИТ-стратегию – значит задать функциональную стратегию предприятия, в которой указываются пути достижения бизнес-целей посредством информационных технологий. На ее основе могут быть разработаны планы проектов и оперативные планы ИТ.

          Бизнес-стратегия подразумевает наличие у компании определённого набора бизнес-целей (целей верхнего уровня). Естественно, среди этих целей есть такие, в достижении которых могут помочь информационные технологии. Таким образом, мы приходим к понятию функциональной стратегии ‑ стратегии, разработанной для конкретного функционального направления деятельности и направленной на реализацию задач, в той или иной мере способствующих достижению одной или нескольких бизнес-целей компании.

          Функциональная стратегия (ИТ-стратегия) должна быть подчинена этим бизнес-целям.

          При построении ИТ-стратегии необходимо провести декомпозицию бизнес-целей предприятия на уровень функциональных стратегий. Выполнение целей, прописанных на уровне функциональных стратегий, означает достижение [возможность осуществления - АДРЕМ] определённой бизнес-цели.

          Не все бизнес-цели предприятия могут быть результативно декомпозированы на функциональные ИТ-цели. Декомпозиция может быть успешной, если цели соответствуют принципам целеполагания (SMART[1]) и имеют пять соответствующих характеристик.

Проблемы, возникающие при декомпозиции бизнес-целей для ИТ-стратегии:

Проблема: перевод ответственности за достижение бизнес-целей на
ИТ-руководителей

Причина проблемы

Преодоление проблемы

Предполагается, что правильно внедренная ИТ, как инструмент, непосредственно решит бизнес-проблемы.

[Создание технологий применения ИТ-инструментов для решения бизнес-задач – АДРЕМ].

Проблема: излишнее ограничение ответственности ИТ-подразделения за функциональность ИТ и нестыковка взаимодействия основных и ИТ-подразделений

Причина проблемы

Преодоление проблемы

Устранение бизнес-пользователей от детального описания требований и участия в обосновании стоимости сервиса.

Введение процедур управления требованиями и финансами.

Проблема: недостижение стратегической бизнес-цели при выполнении всех функциональных составляющей стратегии

Причина проблемы

Преодоление проблемы

Неудачная детализация стратегии на функциональные составляющие, [отсутствие мониторинга изменений и реагирования – АДРЕМ].

[Повышение качества управления рисками и изменениями – АДРЕМ].

          ИТ-отдел ставит себе задачи исходя из достижения бизнес-целей, то есть необходимо понимать, что ИТ-стратегия – это не стратегия развития ИТ-департамента.

                    Существует семь этапов разработки ИТ-стратегии:

  • определение целей и основных стратегий развития бизнеса;

  • выяснение текущего состояния поддержки бизнес-процессов;

  • определение требований бизнеса к ИТ-поддержке исходя из бизнес-стратегии;

  • анализ того, насколько существующие возможности ИТ-систем на предприятии соответствуют потребностям бизнеса;

  • формулировка ИТ-стратегии;

  • формирование портфеля ИТ-проектов;

  • интегральная оценка ИТ-бюджета.

 

Бывает и так, что цели в области ИТ соответствуют принципам SMART и согласованы с бизнес-целями компании, но показатели, согласно которым будет контролироваться достижение этих целей и движение к ним, выстроены неверно. Одна и та же бизнес-цель может быть «занесена» в несколько функциональных стратегий, то есть достигается силами нескольких подразделений. При этом у каждого подразделения есть свой критерий достижения этой цели.

 Модель стратегического управления подразумевает несколько уровней. Верхний уровень – стратегический – задаёт цели бизнеса и наиболее общие способы их достижения.

 Тактический уровень определяет параметры функционирования бизнес-процессов, необходимые для достижения целей верхнего уровня.

 Технологический уровень задаёт соответствующие технологии и приложения, а нижний (ресурсный ‑ АДРЕМ) уровень – необходимые ресурсы, то есть технические средства и персонал ИТ-службы.

 Определение параметров функционирования бизнес-процессов – определение требований к информации, содержащейся в этих бизнес-процессах или являющейся их результатом. То есть основным объектом стратегического управления является, с точки зрения ИТ-директора, информация, определяющая изменение технологий и приложений.

 Определение требований ИТ-стратегии должно идти четко «сверху вниз»: требования к информации определяют требования к приложениям, требовании приложений – требования к технологиям и оборудованию, которые в свою очередь определяют организацию и квалификацию персонала.

 Требования к информации определяют на третьем этапе процесса разработки ИТ-стратегии. Эту работу невозможно корректно выполнить без участия бизнес-специалистов.

 Разработку ИТ-стратегии намного облегчает сервисный подход к работе ИТ-отдела, который устанавливает, что необходимо делать для выполнения бизнес-целей. Делать это намного удобнее в терминах сервисов, которые практически всегда возникают при разработке ИТ-стратегии. Чтобы предоставлять информацию, необходимую организации для достижения ее целей, ресурсы ИТ должны управляться набором естественно сгруппированных процессов, что подчеркивает значимость подхода ИТ-сервисов. При сервисном подходе ИТ-бюджет может быть спроектирован по сервисам.

              Критерии оценки и формулировки требований к информации
                         (IT Government Insnitute в рамках методологии CobiT):

  • эффективность – степень своевременности предоставления информации;

  • экономичность – оптимальность соотношения ценности информации и стоимости ее предоставления;

  • доступность – степень доступности информации;

  • конфиденциальность – степень защищенности информации от несанкционированного доступа;

  • целостность – насколько точность и полнота информации соответствуют требованиям использующих ее процессов и сотрудников;

  • соответствие – адекватность определенным нормам и правилам, которые формулируют использующие ее процессы и сотрудники;

  • надежность – степень корректности информации и ее применимости для управленческой отчетности компании.

Такие показатели обеспечивают достижение поставленных бизнес-целей с сохранением разумного баланса между рисками и выгодами, а также дают хорошую основу для приоретизации проектов и разработки критериев выбора ИТ-решений. И самое главное – достигнут необходимый баланс между измеримостью и конкретностью целей развития и ответственностью за их реализацию ИТ-отделом.

                    Оглавление документа «ИТ-стратегия предприятия»:

  • бизнес-цели;

  • место ИТ в бизнесе;

  • миссия ИТ в компании;

  • требования к ИТ, исходя из бизнес-стратегии компании;

  • несоответствие желаемого и реального состояния ИТ;

  • стратегические ИТ-решения и пути развития ИТ в компании;

  • показатели качества выполнения ИТ-стратегии;

  • проекты реализации ИТ-стратегии;

  • оценка необходимого ИТ-бюджета.

При разработке ИТ-стратегии одним из важнейших вопросов является расчёт инвестиций в ИТ. Оценка необходимого ИТ-бюджета – необходимый этап в разработке ИТ-стратегии. В теории ИТ-бюджет и штат ИТ-отдела должны вытекать из целей, заявленных в ИТ-стратегии.

Есть один важный момент при разработке ИТ-стратегии: ее должен написать сам ИТ-директор данного предприятия. При написании можно общаться с консультантами и коллегами. Если ИТ-стратегия разработана сторонними силами, то проблемы начнутся при ее реализации.


[1] SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely) ‑ здесь букв.: «остроумная», «толковая». Требования, которым должна соответствовать цель, следующие:

·        Определенность

·        Измеримость

·        Достижимость

·        Реалистичность

·        Своевременность

см. более полно о целеполагании Олдер Г., Хэзер Б. NLP. Полное практическое руководство (Прим. АДРЕМ)

 
Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено