Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
 / Формирование стратегии

Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

 

Д. Лапыгин

(Лапыгин Д.Ю. – кандидат экономических наук, ведущий аудитор ООО «Анит-аудит», г. Владимир.)

 

"Менеджмент в России и за рубежом", № 6, ноябрь-декабрь, 2005 г., стр. 40-52


Архив текста конспекта статьи (285 kB) в формате MS Word

1. КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Анализ различных школ стратегического управления позволяет построить иерархическую структуру парадигмы стратегического управления, представленную на рис. 1. Регион как сложная социально-экономическая система связан множеством отношений как с внешней средой (в том числе с государством, как надсистемой), так и внутренней средой, специфика которой в контексте представлена отношениями региона с территориальными единицами и хозяйствующими субъектами (рис. 2). (стр. 40)

Анализ отношений стратегий трёх уровней иерархии (государство; регион; территориальные образования и хозяйствующие субъекты) позволяет выделить следующие детерминанты регионального стратегического планирования. (стр. 40)

Стратегия государства может оказывать прямое влияние на процесс регионального стратегического планирования (может выражаться в нормативных актах, касающихся государственной региональной политики) и опосредованное, когда государственное регулирование мягче воздействует на регионы, создавая ситуацию, когда региону выгоднее развиваться в направлении стратегии развития государства. (стр. 40)

Органы управления регионом являются источником субъективных целей и, принимая решения (в том числе осуществляя выбор стратегии развития региона), не только несут ответственность перед социумом, но и рассчитывают на общественное признание реализуемой стратегии как успешной. (стр. 40)

Социум. Уполномоченный избирателями или выборщиками глава администрации региона не способен учитывать интересы всех избирателей [1]. Социальная среда реагирует на «нерешение» актуальных социальных проблем созданием общественных организаций, различных неформальных движений. Если не учитывать интересы социума, проявляющиеся в различных формах, то это может привести к конфронтации, потере избирательных голосов и прочим нежелательным последствиям (крайней формой проявления протеста против существующей стратегии властных структур является революция и насильственное свержение существующих порядков). (стр. 40-41)

 

(стр. 41)

 Бизнес. В идеальном случае бизнес не должен влиять на то, какая стратегия будет выбрана и как она будет реализовываться. Но крупные организации, равно как и объединения организаций малого бизнеса, во все времена своего существования лоббировали различными способами свои интересы. Иначе как властью капитала этот процесс назвать сложно. Такие традиции ведения бизнеса в России являются серьёзным препятствием для процесса объективного рассмотрения альтернатив решения и проведения стратегического плана развития региона в действие. (стр. 41)

Развитие научной сферы, появление новых технологий стратегического планирования и парадигм устройства мирового хозяйства (НИРы, программы исследовательских организаций, проекты развития регионов и субъектов хозяйствования, научно-технические революции). (стр. 41)

Изменение общественного сознания является одним из основных, если не первичным инструментом (когда имеется в виду целенаправленный процесс) и обстоятельством (в том случае если такие изменения спонтанны, следуют из мирового революционного развития, «продиктованного» критическими противоречиями, требующими изменений или эволюционного развития, когда изменения происходят плавно, ступенчато, а не лавинообразно). (стр. 41)

Тенденции развития мирового сообщества в целом. Регион является открытой системой, а это означает, что он обменивается на различных уровнях энергией и веществом (назовем перечисленные дефиниции компонентами функционирования региона) с другими регионами и иными подсистемами системы мирового экономико-политического устройства на соответствующем каждому конкретному субъекту хозяйственной деятельности уровне. Система мирового экономико-политического устройства является внешней средой по отношению к региону и представляет стратегический ресурс его развития. Некоторые факторы внешней среды, воспринимаемые как угрозы, при определенных обстоятельствах могут стать возможностями. (стр. 41-42)

 

(стр. 42)

2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

По определению, методика[1] - это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, т.е. скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов. Такая система должна соответствовать ряду требований:

  • обеспечивать выполнение функции, для которой она создаётся;

  • не быть избыточной по составу и структуре;

  • обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;

  • быть понятной специалистам соответствующей квалификации;

  • описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (т.е. этапы и взаимосвязи между этапами);

  • описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;

  • однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции). (стр. 42-43)

Таким образом, методика - это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом. (стр. 43)

Далее приведены этапы разработки стратегического плана развития региона, логически и процедурно взаимосвязанные с этапами разработки управленческого решения (УР). (стр. 43)

 Этапы разработки УР в региональном стратегическом планировании

Этапы разработки управленческих решений в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами разработки стратегии (табл. 1). (стр. 43)

Таблица 1

Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития региона

Этап разработки УР

Этап разработки стратегии

Результат этапа/форма представления

Этап 1. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

1. Актуализация проблемы

1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона

2. Этап сбора информации и построения модели проблемной ситуации

2. Определение и детализация региональных целей и системы показателей развития региона

Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона

 

3. Определение текущего состояния региона

Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)

 

4. Определение состояния внешней среды региона

Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды

 

5. Определение критериев оценки и ограничений

Система критериев и ограничений

Этап 2. Разработка плана стратегического развития региона

3. Этап формирования множества моделей изменений

1. Формирование коллекции эталонных альтернатив

Множество эталонных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

 

2. Разработка оригинальных альтернатив

Множество оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

4. Этап фильтрации и выбора

3. Выбор стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

5. Корректировка модели изменений и разработка системы показателей

4. Формирование стратегического плана развития региона (в том числе: корректировка политик, программ, проектов и мероприятий по их реализации, а также философии развития региона)

Стратегический план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему показателей развития региона (стратегические карты развития)

 

5. Корректировка и детализация системы показателей развития региона

 

(стр. 43)

 Далее представлены первые шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития. (стр. 44)

Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы). (стр. 44)

И в том, и в другом случае результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана, см. таблицу 1. (стр. 44)

Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона. Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 3 представлено видение региона в четырёх аспектах. (стр. 44)

 

(стр. 45)

 Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека - субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами. (стр. 44)

То же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» - оно обязательно должно включать видение системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг. (стр. 44)

«СОЦИОВИДЕНИЕ» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг, как  демосферы[2] региона. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона. (стр. 44-45)

Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек - главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырёх аспектов даёт разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории. (стр. 45)

Распространение влияния видения на дальнейшие этапы планирования позволяет говорить о построенной модели как о четырёхаспектной концепции регионального видения. (стр. 45)

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создаётся ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощённо миссия региона определяется ответом на два вопроса:

«Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

«В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?» (стр. 45-46)

Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь». (стр. 46)

«Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая необходимость её реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона. (стр. 46)

Так, например, миссия вовне для видения региона глобальным туристическим комплексом может звучать так: «Обеспечить каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев её направленность одинакова: развитие региона во всех четырёх рассмотренных выше аспектах направления видения. (стр. 46)

Такое разделение весьма условно, т.к. вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, т.е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов целеполагания с успехом, с выполнением миссии. Миссия - это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы, двуединство направления её развития и общественной функции. (стр. 46)

Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение - это образ, миссия - предназначение, то цель - это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона. (стр. 46)

Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса с высоким уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического индивида, то цели должны описывать все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических услуг. (стр. 46)

Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер - «паровозов». Графически это может выглядеть так, как изображено на рисунке 4. (стр. 46)

(стр. 47)

 Нетрудно заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства). (стр. 46)

Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах. (стр. 46)

Система показателей развития региона - это комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Поэтому такая модель должна либо быть построена на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырём аспектам видения. (стр. 47)

Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения стратегической значимости каждого показателя позволяют говорить о сбалансированности такой системы, а это, в свою очередь, говорит о применимости концепции стратегических карт в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона. (стр. 47)

В соответствии с четырьмя аспектами развития региона могут быть разработаны четыре стратегические карты (рис. 5), которые можно детализировать до требуемого уровня и корректировать на последнем этапе разработки стратегии. (стр. 47)

Этап 3. Определение текущего состояния региона

При определении текущего состояния региона необходимо рассматривать его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии). (стр. 47)

Определение текущего состояния региона требует анализа трёх объектов (состояние социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия региона) в четырёх аспектах его деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии (см. табл. 2). (стр. 48)

Анализ каждого объекта по каждому аспекту должен проводиться с позиции выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную сторону, так и слабую. (стр. 48)

 

(стр. 48)

 Таблица 2

Аспект-анализ состояния региона

Аспект

Наука и технологии

Социальная сфера и организация регионального управления

Общество

Экология и экономика

Объект анализа

Социум

Структура социума в данном аспекте (учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты). Степень вовлечённости населения в области науки, доля специалистов и экспертов в населении региона, наличие рационализаторского духа и его проявлений, стремлений к получению образования и развитию

Состав населения, его обеспеченность, социальная защищённость, степень удовлетворённости условиями жизни. Степень самоуправления региона (соотносят ли люди со своим волеизъявлением то, что предпринимают выборные органы управления). Социальная структура общества («пирамидальная[3]» или «ромбовидная»[4])

Исторически сложившийся менталитет населения (базовые ценности, доминирующий образ жизни). Общее развитие среднестатического индивида, структура общества по уровням развития, степень осознания человеком себя как части социума. Смысл существования данной общности и система её приоритетов

Кадровый потенциал региона (трудовые ресурсы, профпригодность населения, здоровье населения, уровень безработицы), уровень предпринимательской активности

Материальные системы (организации, в том числе властные)

НИИ, КБ, информационные базы ноу-хау (патентные бюро), биржи новаций, библиотеки. Образовательные, специальные учреждения и университеты

Состав и структура организаций социальной защиты и соцобеспечения. Состав, структура и функции системы регионального управления, различных агентств, функциональных подразделений

Состав объектов культуры и активного отдыха, их состояние и степень соответствия современным требованиям и уровню развития цивилизации; формальные и неформальные общественные и политические организации

Природно-ресурсный потенциал. Структура промышленности, сферы услуг, торговли и предпринимательства

Стратегия региона (на момент анализа)

Инновационная и научная региональные политики, программы, проекты и мероприятия

Социальная политика, программы, проекты и мероприятия

Политика, программы, проекты общественного развития, мероприятия

Экологическая и экономическая политика, а также проекты, программы и мероприятия

(стр. 49)

 Этап 4. Определение состояния внешней среды региона

Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых на возможности и угрозы, среди которых состояние управляющей надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а также систему, управляемую волеизъявлением населения. В этой связи можно говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает участие в управлении государством в целом и способен в некоторой части воздействовать на политико-экономическую ситуацию, государство же, со своей стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического плана развития региона (табл. 3). (стр. 48-49)

Наполнение данной таблицы необходимо для выделения тех особенностей, которые могут представлять собой угрозы и возможности, для определения того, как среда может повлиять на развитие региона (что может быть использовано при взаимодействии со средой для достижения целей и что может помешать реализации стратегического плана). Рассмотрение факторов внешней среды во временном аспекте необходимо прежде всего для учёта тенденций развития среды при разработке стратегического плана, ибо разрабатываемый план должен быть рассчитан на перспективу. (стр. 49-50)

Таблица 3

Матрица состояния и тенденций развития регионального окружения

 

Объект

Временной аспект

Текущее состояние

Существующие тенденции развития

Желаемое состояние (желательные тенденции развития)

Качественный аспект

Микроокружение

Субъекты государства (например, субъекты Федерации: области, округа, автономные образования, крупные предприятия)

Поставщики (наличие и деловой уровень альтернативных поставщиков всех видов ресурсов, используемых организациями региона в процессе своей деятельности); потребители (наличие и спрос на товары-комплементы, наличие и спрос на товары-субституты, средний доход на душу населения, существующие потребительские предпочтения и тенденции развития); конкуренты (доля рынка, занимаемая конкурентами, их конкурентные стратегии; тенденции развития конкурирующих организаций); наличие естественных монополий и их влияние на общий уровень деловой активности в соседних регионах

 

 

 

Экономико-политические объединения низшего порядка (например, конфедерации)

Положение государства (развитое государство, развивающееся государство); социальные и идеологические условия страны, природа и характер её общественного строя; конкретное состояние политической сферы страны (политическая ситуация); тенденции развития государства; как распределены политические функции между субъектами данной общности; насколько согласованы интересы системы государственного управления с интересами всех других политических и социальных субъектов; уровень государственного регулирования экономики

 

 

 

Макроокружение

Экономико-политические объединения (например, союзы или блоки государств)

Существующие блоки государств и экономических сообществ, тенденции к появлению новых и реорганизации существующих

 

 

 

Система мирового экономико-политического устройства

Мировые условия, в которых развивается жизнь всего человечества: мир или мировой военный конфликт; экологическая катастрофа или стабильная экологическая ситуация; дефицит или избыток ресурсов; мировой кризис или мировая стабильность какой-либо сферы общественных отношений; прогрессивное или регрессивное развитие политических отношений; консолидация или распад отношений между ведущими государствами

 

 

 

(стр. 50-51)

Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений

Если показатель - это количественная модель состояния, то критерий - не обязательно количественная категория. Например, критерий преемственности альтернативы - это правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую эффективность операции. Иными словами, критерий - это оценочная модель сопоставления альтернатив, позволяющая осуществить выбор. (стр. 51)

В основу системы критериев может быть положена система показателей развития региона. При сравнении альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых, принимается окончательное решение. (стр. 51)

 

Литература

1. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.

2. Гиболо И.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. Проблемы институционализации экономики России. - Кострома; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.

3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

4. Каплан Р.С., Нортон Д.Л. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.

6. Нивен П. Р. Сбалансированная система показателей - шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.

7. Ольве И., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. - М.; Издательский дом «Вильямс», 2003.

8. Рамперсад К.Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

9. Стратегия развития муниципалитета. - М.: ЮРКНИГА, 2003.


[1] Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы (Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988).

[2] Демосфера - население региона, одухотворённый потенциал его развития, по аналогии с персоналом организации, обладающий стержневыми компетенциями, определяющими конкурентное преимущество региона.

[3] «Пирамидальная» социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы - меньшинство «богатых» при большинстве «бедных».

[4] «Ромбовидная» социальная структура, характерная для развитых стран и представляет собой кроме «сверхбогатого» и «сверхбедного» меньшинств широко развитый «средний» класс большинства (например, в США в эту категорию входят 3/4 всего населения).

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено