Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Концептуальное мышление как конструктивная философия

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г. Концептуальное мышление как конструктивная философия. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (33kB) в формате MS Word

 

Conceptual thinking as the constructive philosophy

Teslinov A.G.

Here we understand the constructive philosophy as something that engenders new senses in the actual spheres of cognition of the reality. There are some specific means in the constructive philosophy. One of them is the technology of conceptual thinking.

The purpose of the author is the attempt to clear the technologies of the conceptual thinking from a certain amount of delusions and the search for its “philosophical” characteristics.

The philosophical peculiarities and possibilities of the conceptual thinking are in the following aspects:

  • Here the thinking itself is realized by means of the characteristics.

  • The conceptual thinking soundly emphasizes some particular aspects in the phenomena. The world is “put in the brackets” metaphysically.

  • The order between the conceptual perceptions endows the flow of thoughts with the character of continuity.

  • In the course of strict conceptual thinking one generates new notions and concepts.

  • Conceptual models create and originate cognitive constructions.

  • The correct conceptual thinking recreates both degrees of the ascent to the new knowledge.

Everything that has been mentioned above provides philosophy with the characteristic of the effective strategy for thinking.

Проблема

Название  доклада обозначает интеллектуальную область, значение которой в современной науке и практике постижения действительности возрастает быстрыми темпами.  Это связано с усилением роли философии в очищении сознания от катастрофического умножения мнений в ущерб знаниям и с теми возможностями, которые открываются познающему уму, вооруженному технологией концептуального мышления.

  • Под конструктивной философией здесь понимается философия, технологично порождающая новые смыслы в актуальных областях познания действительности. Это утверждение может выглядеть странным, ведь философия и существует как форма мышления, порождающая смыслы там, где это трудно сделать другими средствами. Однако, обыденное сознание отражает взгляд на философию как на то, что когда-то написано в  толстых книгах, которые читают серьезные и бородатые старцы. Это нелепое заблуждение происходит от смешения философии с ее застывшими формами. Простыми и верными свидетельствами того, что мы имеем дело с философией, являются, по крайней мере, следующие:

  • Это всегда мысль, которая содержит в себе усилия ума, направленного к поиску истины.

  • Это мысль о том, что выходит за пределы наблюдаемого явления.

  • В интеллектуальном и душевном событии, которое может считаться философским, всегда содержится человеческое намерение определиться с отношением к наблюдаемому явлению, найти правила, которыми можно было бы руководствоваться уму и сердцу в соотнесении с этим явлением.

Речь идет о том, что в наиболее высоких интеллектуальных технологиях философия не может быть не конструктивной. Это обусловлено, хотя бы тем, что «…философия начинается там, … где выступает мышление мышления...» [1]. Такого рода роль философии в мышлении придает ей характер основания для всякой мыслительной стратегии.

У конструктивной философии существуют особенные средства. Их можно назвать либо как методы философии, либо как целостные философские технологии. Одной из таких технологий является технология концептуального мышления.

Термин «концептуальный» в головах современных исследователей «звучит» по-разному. Чаще всего ему приписывается смысл словесной формы представления знания о чем-либо на естественном языке. Другой разновидностью вульгаризации этого термина является отождествление его с искаженно используемым термином «концепция» (лат. conceptio  - понимание, система). В этом смысле концептуальные объекты рассматриваются как идеи, особым образом (чаще всего руководящим) трактующие явления, как некоторые принципы пове­дения или построения объектов, систем. И уж совсем бессмысленные взгляды на концептуальные объекты породила современная реклама - воплощение отупляющих сознание техник. Здесь «концептуальный» означает «диковинный» (концептуальная обувь, концептуальное мыло…).

Рассматриваемая здесь проблема связана с попытками очищения технологии концептуального мышления от ряда заблуждений ради возвращения ей сил могучей интеллектуальной струи в философии и поиска ее «философских» свойств.

Особенности и возможности концептуального мышления

В технологии концептуального мышления термину  «концептуальный» придается вполне конкретные логический смысл.. В его основу положен смысл концепта (лат. conceptus - понятие)  как содержательного значения имени понятия. В этой связи термином концептуальный обозначается характер процесса мышления, или описания, или представления чего-либо, отличающийся тем, что явления представляются в форме понятий как строгих форм мышления. В этом смысле технологию мышления, построенную на тщательной работе с понятиями, можно рассматривать как некоторую формально-логическую технологию в философии. Ее основные особенности и возможности  состоят в следующем.

1.     Концептуально построенные целостности выражают качество наблюдаемых явлений. Мышление посредством качеств позволяет получать новые качества. Концептуально  выстроенные в сознании  целостности являются условиями построения количественных моделей объектов.

2.     Концептуально «взятое» явление осмысленно выделяет в нем некоторые аспекты. Это очень важное обстоятельство ярко проявляет свою силу в сложных областях мышления. Там, где работа мысли связана со многими неопределенностями, поаспектное понимание действительности выступает как спасение от сложности. В результате строгого определения явления представление о нем ограничивается, статуируется некоторый аспект, в рамках которого разворачивается представление о нем. Это обстоятельство позволяет строго следовать тому исследовательскому намерению, которое было осмыслено и принято на ранних этапах философского акта. При этом происходит некоторое метафизическое (надфизическое, за пределами опыта)  «заключение мира в скобки» (Декарт). Выделением некоторого аспекта  исследуемого и постигаемого  явления образуется предмет, предметная область. При этом задается определенное, конкретное направление мышлению и далее — действию.

3.     Концептуально помысленные целостности удерживают между собой  порядок. Ведь одни из концептуальных конструкций могут быть по отношению к другим более или менее конкретными (абстрактными). Это удобно использовать для создания непрерывности мыслепотока и постижения явления как бы послойно, по частям. Ведь от самой абстрактного (или, можно сказать, общего) образа до самого конкретного всегда можно проследить путь размышления без потери важных признаков идеи. Так  возникает ряд образов (систем), связанных между собой отношением конкретизации (конкретант, конкретор). Просмотр и анализ, выбор вариантов и воплощение лучших представлений о мыслимом объекте оказываются здесь контролируемыми процессами.

4.     В ходе концептуально строго мышления порождаются новые понятия. Эта возможность конструктивного мышления связана с тем, что концептуально «схваченные» явления всегда содержат в себе множества, поскольку отражают нечто тождественное в разном, то есть сущность. Это обстоятельство - возможность для порождения нового. Ведь «…процесс про­исхождения вещей идет не по восходящей, а по нисходящей линии, так что чем дальше он идет, тем больше выступает множественность, тогда как (любое) начало на каждой ступени всегда обладает большей простотой, чем то, что из него происходит» [2]. «Связывание» понятий в содержательные отношения одновременно сопровождается объединением в сознании исследователя элементов их объемов. При этом каждый элемент объема некоторого понятия является тоже понятием. По отношению к исходному родовому понятию, в объеме которого выделяются элементы, эти понятия являются видовыми.  Таким образом, в границах уже одной концептуально созданной системы сразу же возникают различные по степени конкретности отношения: родовое и видовые отношения. В круг внимания мыслителя вводятся множества понятий почти автоматически. Все  это способствует методически последовательному, регулярному переходу внимания от классов объектов (как родовых систем) к структурам отдельных видов объектов (как видовых систем). Это   естественно побуждает исследователя углублять свое представление об исследуемой целостности, подвергая анализу ее детали. Можно сказать, что, конструируя системы из понятий, философ-концептуалист создает причины для появления новых систем. Это необыкновенно важно во многих случаях.

5.     Концептуальные модели создают познавательные конструкции. На концептуальном уровне исследований оказывается, что различные объекты представляются одними и теми же концептуальными структурами. То есть, в концептуальных моделях фиксируется некоторый уровень познания. При этом разрушаются условные, иллюзорные представления о мире как о совокупности отдельных "вещей" и восстанавливает понимание его целостности, Единства через общие сущности. Это позволяет понимать одни объекты через другие. Не к этому ли стремится философская мысль?

Рис. 1. Схема двухколенного восхождения

6.     Правильно выстроенное концептуальное мышление воссоздает оба колена восхождения к новому знанию. Речь идет о коленах «восхождения от абстрактного к конкретному». Так происходит в тех случаях, когда концептуальное мышление вооружено техниками содержательного  моделирования [3]. Нужда в техниках содержательного мышления возникает тогда, когда перед нами встают расплывчатые задачи - неясен предмет и его назначение, цель; происходят нестационарные изменения реальности; мы сталкиваемся с несовместимыми условиями и ограничениями существования объектов и явлений; возникают неопределенные понятия о решениях; вырастают некорректные задачи или задачи, еще не поддающиеся концептуализации.  Все это случаи, когда мы не умеем еще ничего говорить о наблюдаемом явлении, но очень хочется.

7.     Концептуально ориентированное мышление побуждает мыслителя к использованию разнообразных выразительных форм. Выражение идей - всегда ограничение смысла. Замена одной формы понятий на другую всегда сопровождается либо существенным, либо несущественным ограничением содержания понятия, либо его расширением. Концептуальные конструкции явлений позволяют использовать различные выразительные средства -  от детских рисунков до формальных теорий.

Благодаря этим свойствам концептуальных мыслительных конструкций  у них появляется ряд функций, которые придают мышлению выразительное и эвристической могущество:

  • Системообразующая

  • Ограничивающая

  • Гносеологическая

  • Прогностическая

  • Конституирующая

  • Проективная

Концептуальная технология мышления развертывается в философии в виде некоторой последовательности методов концептуализации постигаемого явления и выведения следствий из построенных концептуальных моделей. Речь идет о таких методах, как  метод «концептуальной расчистки»; метод этимологической реконструкции понятий; метод концептуализации символов; метод концептуального «дополнения» и другие [4].

Заключение

Особенности концептуально ориентированного мышления придают ему свойства эффективной философской технологии. Взгляд, в котором концептуальному анализу и синтезу придается характер технологии философского мышления, представляется конструктивным  сам по себе [5]. Новыми здесь являются результаты поиска свойств концептуальных подходов и методов как философских инструментов, направленных на открывание нового знания и формирование эффективных  мыслительных стратегий.

Литература

1.    Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Пер. Н.Г. Дебольского. - М.: Издание профкома слушателей  Института  красной  профессуры, 1929.  - Ч. 1., кн. 1.: Объективная логика Учение о бытии. – 269 с.

2.    Плотин. Избранные трактаты. В 2-х томах. Пер. с древнегреческого под ред. проф. Г.В. Милованского. - Т.1. - М.: Издательство "РМ", 1994. - 128 с.

3.    Разумов  В.И.  Качественный  анализ  в  исследовании сложных предметных  областей//Интеллектуальные системы и методология: Материалы научного  симп. "Интеллектуальная   поддержка деятельности в  сложных  предметных  областях"(Новосибирск,7-9 апреля 1992г)-вып.5.- Новосибирск,1992. С.91-107.

4.    Теслинов А.Г. Философия: Материалы к курсу. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. - 104.с.

5.    Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия//Вопросы философии. 1994. №6. С.64-70.

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено