Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Трудности и возможности "подъема" мышления студентов в среде одо

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г. Трудности и возможности "подъема" мышления студентов в среде одо. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (20kB) в формате MS Word

Введение

Понятием «подъем» мышления пользуются мастера концептуальных технологий для обозначения логической операции выделения некоторого аспекта наблюдаемого явления вместе с условием его уместности для решаемой задачки. Возможность такой операции зависит от возможности осознания когнитивной ситуации, в которой находится решатель этой задачки. Собственно «подъем» мышления заключается здесь в инициировании нового ранга рефлексии у мыслителя: здесь помимо размышления о той или иной грани наблюдаемого явления происходит мышление и самого выбора этой грани. Скажем, если при мышлении организации человек сознательно отказывается иметь в виду «…группу людей, объединенных общей целью…», а видит лишь порядки, видит лишь формы каких-либо структур, то здесь и состоялся «подъем», ведь так называемая «очевидность» подталкивает наблюдателя думать об организации как о людях, то есть, как учили. Умение «подъема» мышления различает людей на две малосвязанные группы. Одна из них, та, которая умеет это, живет с сознанием условности всего на свете и потому свободна. Другая группа принимает мир таким, каким «видит» его, не сомневаясь в том, что он такой и есть. Эти люди прикованы к тем значениям представлений обо всем, которым их научили, то есть не свободны. Можно найти отражения феномена «подъема» во многих школах мышления. Вот некоторые из них.

·        Идея Р. Декарта о возможности постижения действительности только через «заключение мира в скобки»: «Чтобы что-нибудь понимать, нужно научиться думать, что ничего еще не вытекает из того, что дело обстоит именно так» (сомнение Декарта [3]).

·        Идея интенционального анализа, идея смены познавательной установки в феноменологии как выбора возможностей «трансцендентального опыта» (Э. Гуссерль [2] ).

·        Постулат «обусловленного мышления» в буддизме.

·        Гносеологический принцип поиска множественности в едином: «Необходимо, чтобы мыслимый объект открывал в мышлении свое разнообразие; в противном же случае возможно было бы… некое неосмысленное и невыразимое осязание, которое предполагало бы, что ума тут еще и нет» (Плотин [6]).

·        Идея «двухколенного восхождения мышления» от конкретного к абстрактному и далее от абстрактного к конкретному (Г. Гегель [1]) – рис. 1.

Развитие способности «подъема» мышления действует на человека освобождающе. В возможности такого  развития  и состоит значение образования. Такого значения нет у обучения. Можно показать, что осуществление такой возможности образования зависит от его гуманитарной составляющей. Далее речь пойдет о гуманитарном возвышении технологии открытого дистанционного образования (ОДО).

Трудности "подъема" мышления студентов в ОДО.

Основными трудностями развития способности «подъема» мышления студентов в ОДО, скорее всего, являются следующие.

·        Сложность самого предмета. Действительная область развития такой способности ¾ это философия, причем в наиболее «тонкой» сфере, в метафизике. Речь идет о философии как о «мышлении мышления».

·        Ограничение личностного взаимодействия студентов и преподавателей. Это ограничение сдерживает освоение техник «подъема» мышления через психическое единение личностей, например, через подражание.

·        Ограничения в понимании так называемых «средств обучения». Чаще всего специальные для ОДО средства обучения рассматриваются как инструменты переноса знаний на расстояния. При этом их могучие возможности управления мышлением не используются.

·        Общая ориентация многих образовательных программ в ОДО на сиюминутное и близкое, так называемое «практичное». В редких программах выращиваются «саженцы» свободного мышления. Чаще всего образовательные программы состоят из методик решения готовых задачек.

·        Потоковость образовательного процесса в ОДО, устремленность к массовому, масштабному образованию. Массовость объективно развивается без сокровенного.

·        Слабость гносеологических «проходов» в бизнес-образовании и в ОДО. Причина этого явления почти механическая: «внутри инерциальной системы нельзя увидеть ее движение». Рождение бизнес-дисциплин только из бизнеса и внутри бизнеса, не оплодотворенного семенами гуманитарного знания, не приводит к «подъему» мышления.

И все же у ОДО есть возможности для такого рода освобождения мышления.

Возможности "подъема" мышления в ОДО.

Осмысление опыта методологической работы и ведения гуманитарных дисциплин в среде ОДО приводит к пониманию ряда возможностей развития мышления у взрослых студентов.

1.     Возможности «подъема» мышления через письменные коммуникации со студентами. Речь идет о специальных заданиях и упражнениях, встроенных в учебные материалы, и о комментариям к письменным работам студентов. Эти задания и обращения к студентам должны не столько носить креативный характер, сколько характер «разоблачений очевидностей». В этих дидактических формах следует утверждать в сознаниях студентов в основном два типа отношений: отношение «обусловленности» познаваемых явлений (концепций)  контекстами и отношение «выбора» аспектов явлений под тот или иной контекст. Кроме того в письменных коммуникациях следует тщательно организовывать рефлексивную работу студентов,  направляя ее на осмысление предпосылок того или иного выбора.

2.     Возможности «подъема» мышления через специальную очную работу со студентами на тьюториалах. В основу такой работы  полезно положить диалектический метод. Имеются в виду такие принципы диалектического мышления явлений как принцип полярности, принцип уместности, принцип целого и некоторые другие [5]. Развитие этого метода порождает и особенные подходы к построению сценариев мыслительной деятельности студентов: подход «развертка – свертка», подход «двух приливов», подходы «треугольника» и «квадрата» мышлений и другие.

3.     Возможности «подъема» мышления через культ одушевления изучаемых  предметов и явлений. Это направление возможностей связано с устранением механической «объективности» из методов и концепций, которым обучают студентов. За каждым изучаемым предметом следует показывать след психической, мировоззренческой, культурной субъективной работы. Это утверждение теперь уже легко обосновывается в феноменологии и многократно проявлено практикой бизнес-реальности.

4.     Возможности «подъема» мышления через одушевление технологии образования. Основными направлениями здесь являются такие как уменьшение «часовой» нагрузки на тьюторов, уменьшение студенческих групп для тьюторов, отбор тьюторов по гуманитарным признакам, тщательная методическая  и гуманитарная подготовка тьюторов.

5.     Возможности  «подъема» мышления через создание специальных образовательных курсов, направленных на развитие системотворческого и философского мировоззрения студентов. Этот путь может помочь состояться свободному от заученных представлений мышлению, ведь «там, где мышление стремится поставить себя по ту сторону предпосылок вообще, и начинается философствование» [4].

Заключение

·        Известно, что «ничто не может появиться в конце, если это незаметно не присутствовало в начале». Следовательно, организуя восходящую мыслительную деятельность студентов, надо выстраивать ее на платформе «философского сомнения». Иными словами: «удивление – начало мышления».

·        Известно так же, что понимается только то, что принимает форму психического переживания. Следовательно, лучшие способы «подъема» мышления находятся в лоне деятельностных технологий образования, соединяющих в единое процессы, цели, эмоции студентов.

·        Появление вкуса к философии и системотворчеству следует за опытом многократных встреч с неочевидным. Значит, существуют этапы развития сознания, когда такого опыта еще не много. В таких случаях «не стоит тянуть цветы за бутоны, чтобы они скорее распустились».

Литература

1.     Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Пер. Н.Г. Дебольского. - М.: Изд-ние профкома слушателей Ин-та красной профессуры, Ч. 1., кн. 1.,1929

2.     Гуссерль Э. Феноменология//Логос, 1991. № 1. С. 12 - 21.

3.     Декарт Р. Начала философии// Избранные произведения. * М.: Гос. изд. полит. лит - ры, 1950. С.409 - 545.

4.     Зиммель Г. Сущность философии/Вопросы теории и психологии творчества. ¾ Т. VII. Харьков, 1916.

5.     Масленников В.Г., Теслинов А.Г. Теория и практика диалектического мышления. ¾ Жуковский: МИМ «ЛИНК», 1999.

6.      Плотин. Избранные трактаты. В 2-х томах. Пер. с древнегреческого под ред. проф. Г.В.Милованского. - Т.1. - М.: Издательство "РМ", 1994.

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено