Введение
Понятием «подъем» мышления
пользуются мастера концептуальных технологий для обозначения
логической операции выделения некоторого аспекта наблюдаемого
явления вместе с условием его уместности для решаемой задачки.
Возможность такой операции зависит от возможности осознания
когнитивной ситуации, в которой находится решатель этой задачки.
Собственно «подъем» мышления заключается здесь в инициировании
нового ранга рефлексии у мыслителя: здесь помимо размышления о
той или иной грани наблюдаемого явления происходит мышление и
самого выбора этой грани. Скажем, если при мышлении организации
человек сознательно отказывается иметь в виду «…группу людей,
объединенных общей целью…», а видит лишь порядки, видит лишь
формы каких-либо структур, то здесь и состоялся «подъем», ведь
так называемая «очевидность» подталкивает наблюдателя думать об
организации как о людях, то есть, как учили. Умение «подъема»
мышления различает людей на две малосвязанные группы. Одна из
них, та, которая умеет это, живет с сознанием условности всего
на свете и потому свободна. Другая группа принимает мир таким,
каким «видит» его, не сомневаясь в том, что он такой и есть. Эти
люди прикованы к тем значениям представлений обо всем, которым
их научили, то есть не свободны. Можно найти отражения феномена
«подъема» во многих школах мышления. Вот некоторые из них.
·
Идея Р. Декарта о
возможности постижения действительности только через «заключение
мира в скобки»: «Чтобы что-нибудь понимать, нужно научиться
думать, что ничего еще не вытекает из того, что дело обстоит
именно так» (сомнение Декарта [3]).
·
Идея интенционального
анализа, идея смены познавательной установки в феноменологии как
выбора возможностей «трансцендентального опыта» (Э. Гуссерль [2]
).
·
Постулат «обусловленного
мышления» в буддизме.
·
Гносеологический принцип
поиска множественности в едином: «Необходимо, чтобы мыслимый
объект открывал в мышлении свое разнообразие; в противном же
случае возможно было бы… некое неосмысленное и невыразимое
осязание, которое предполагало бы, что ума тут еще и нет» (Плотин
[6]).
·
Идея «двухколенного
восхождения мышления» от конкретного к абстрактному и далее от
абстрактного к конкретному (Г. Гегель [1]) – рис. 1.
Развитие способности «подъема» мышления действует на человека
освобождающе. В возможности такого развития и состоит значение
образования. Такого значения нет у обучения. Можно показать, что
осуществление такой возможности образования зависит от его
гуманитарной составляющей. Далее речь пойдет о гуманитарном
возвышении технологии открытого дистанционного образования (ОДО).
Трудности "подъема" мышления студентов в ОДО.
Основными трудностями развития
способности «подъема» мышления студентов в ОДО, скорее всего,
являются следующие.
·
Сложность самого предмета.
Действительная область развития такой способности ¾ это
философия, причем в наиболее «тонкой» сфере, в метафизике. Речь
идет о философии как о «мышлении мышления».
·
Ограничение личностного
взаимодействия студентов и преподавателей. Это ограничение
сдерживает освоение техник «подъема» мышления через психическое
единение личностей, например, через подражание.
·
Ограничения в понимании так
называемых «средств обучения». Чаще всего специальные для ОДО
средства обучения рассматриваются как инструменты переноса
знаний на расстояния. При этом их могучие возможности управления
мышлением не используются.
·
Общая ориентация многих
образовательных программ в ОДО на сиюминутное и близкое, так
называемое «практичное». В редких программах выращиваются «саженцы»
свободного мышления. Чаще всего образовательные программы
состоят из методик решения готовых задачек.
·
Потоковость образовательного
процесса в ОДО, устремленность к массовому, масштабному
образованию. Массовость объективно развивается без сокровенного.
·
Слабость гносеологических «проходов»
в бизнес-образовании и в ОДО. Причина этого явления почти
механическая: «внутри инерциальной системы нельзя увидеть ее
движение». Рождение бизнес-дисциплин только из бизнеса и внутри
бизнеса, не оплодотворенного семенами гуманитарного знания, не
приводит к «подъему» мышления.
И все же у ОДО есть возможности для такого рода освобождения
мышления.
Возможности "подъема" мышления в ОДО.
Осмысление опыта методологической
работы и ведения гуманитарных дисциплин в среде ОДО приводит к
пониманию ряда возможностей развития мышления у взрослых
студентов.
1.
Возможности «подъема»
мышления через письменные коммуникации со студентами. Речь идет
о специальных заданиях и упражнениях, встроенных в учебные
материалы, и о комментариям к письменным работам студентов. Эти
задания и обращения к студентам должны не столько носить
креативный характер, сколько характер «разоблачений очевидностей».
В этих дидактических формах следует утверждать в сознаниях
студентов в основном два типа отношений: отношение «обусловленности»
познаваемых явлений (концепций) контекстами и отношение «выбора»
аспектов явлений под тот или иной контекст. Кроме того в
письменных коммуникациях следует тщательно организовывать
рефлексивную работу студентов, направляя ее на осмысление
предпосылок того или иного выбора.
2.
Возможности «подъема»
мышления через специальную очную работу со студентами на
тьюториалах. В основу такой работы полезно положить
диалектический метод. Имеются в виду такие принципы
диалектического мышления явлений как принцип полярности, принцип
уместности, принцип целого и некоторые другие [5]. Развитие
этого метода порождает и особенные подходы к построению
сценариев мыслительной деятельности студентов: подход «развертка
– свертка», подход «двух приливов», подходы «треугольника» и «квадрата»
мышлений и другие.
3. Возможности «подъема»
мышления через культ одушевления изучаемых предметов и явлений.
Это направление возможностей связано с устранением механической
«объективности» из методов и концепций, которым обучают
студентов. За каждым изучаемым предметом следует показывать след
психической, мировоззренческой, культурной субъективной работы.
Это утверждение теперь уже легко обосновывается в феноменологии
и многократно проявлено практикой бизнес-реальности.
4. Возможности «подъема»
мышления через одушевление технологии образования. Основными
направлениями здесь являются такие как уменьшение «часовой»
нагрузки на тьюторов, уменьшение студенческих групп для тьюторов,
отбор тьюторов по гуманитарным признакам, тщательная
методическая и гуманитарная подготовка тьюторов.
5. Возможности «подъема»
мышления через создание специальных образовательных курсов,
направленных на развитие системотворческого и философского
мировоззрения студентов. Этот путь может помочь состояться
свободному от заученных представлений мышлению, ведь «там, где
мышление стремится поставить себя по ту сторону предпосылок
вообще, и начинается философствование» [4].
Заключение
·
Известно, что «ничто не
может появиться в конце, если это незаметно не присутствовало в
начале». Следовательно, организуя восходящую мыслительную
деятельность студентов, надо выстраивать ее на платформе «философского
сомнения». Иными словами: «удивление – начало мышления».
·
Известно так же, что
понимается только то, что принимает форму психического
переживания. Следовательно, лучшие способы «подъема» мышления
находятся в лоне деятельностных технологий образования,
соединяющих в единое процессы, цели, эмоции студентов.
·
Появление вкуса к философии
и системотворчеству следует за опытом многократных встреч с
неочевидным. Значит, существуют этапы развития сознания, когда
такого опыта еще не много. В таких случаях «не стоит тянуть
цветы за бутоны, чтобы они скорее распустились».
Литература
1.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики /
Пер. Н.Г. Дебольского. - М.: Изд-ние профкома слушателей Ин-та
красной профессуры, Ч. 1., кн. 1.,1929
2.
Гуссерль Э. Феноменология//Логос,
1991. № 1. С. 12 - 21.
3.
Декарт Р. Начала философии//
Избранные произведения. * М.: Гос. изд. полит. лит - ры, 1950.
С.409 - 545.
4.
Зиммель Г. Сущность
философии/Вопросы теории и психологии творчества. ¾ Т. VII.
Харьков, 1916.
5.
Масленников В.Г., Теслинов
А.Г. Теория и практика диалектического мышления. ¾ Жуковский:
МИМ «ЛИНК», 1999.
6. Плотин. Избранные трактаты. В 2-х томах. Пер. с
древнегреческого под ред. проф. Г.В.Милованского. - Т.1. - М.:
Издательство "РМ", 1994. |