Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Гомеостатика в организационном управлении

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г.  Гомеостатика в организационном управлении. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (76kB) в формате MS Word

Введение

Управление многими процессами в современной организации можно представить как управление разнородными противоречиями. Некоторые из противоречий, на которых выстраиваются организационные решения, приведены в табл. 1.

Таблица 1. Противоречия в организационной среде [1]

Сферы проявления противоречия

Полярные факторы

Приоритеты в распределении прибыли

Стимулирование персонала

Поддержка производства

Принцип управления человеческими ресурсами

“Ударный” - собрать людей для решения задачи

“Тяговый” - поддерживать и наращивать ресурс

Характер организации выполнения заданий

Концепция индивидуализации

Концепция групповой работы

Подход к развитию качества персонала

Обучение

Образование

Отношение руководства к персоналу

Использование персонала

Забота о персонале

Форма обращения руководства с людьми

Этический подход к людям

Люди как источник экономических факторов

Ориентация управления операциями

Результативность

Эффективность

Подход к осуществлению власти

Концентрация полномочий

Делегирование полномочий

Направление передачи полномочий

"Снизу вверх"

"Сверху вниз"

Тип организационной структуры фирмы

Механистическая

Организменный

Доминирующий характер поведения персонала (менеджера) при конфликтах

Избегание

Сотрудничество

Стиль мышления при изменениях

Адаптационный

Инновационный

Принцип генерации идей новых товаров

Следование запросам рынка

Следование за технологиями

Отношение к конкурентной борьбе

Преодоление за счет услуги

Преодоление за счет препятствий

Тип стратегии для существующих товаров

Внедрение в рынок

Расширение рынка

Тип стратегии для новых товаров

Модификация

Диверсификация

Тип средств продвижения товаров

Личные средства

Безличные средства

Тип канала воздействия рекламы

Рациональный

Эмоциональный

Подход к формированию потребности

"Запугивание"

"Поощрение

Обыденный подход к управлению организацией при обилии подобных противоречий чаще всего формируется как ситуационный. Однако, более обоснованным с точки зрения поддержания стабильности существования и развития организации на “длинном” интервале времени является подход, основанный на гомеостатическом управлении [1, 2].

Интересной представляется демонстрация такого подхода на примере гомеостатического управления двумя основными сферами организационной деятельности - сферами менеджмента и маркетинга.

Управление противоречием между сферами менеджмента и маркетинга

Кратко суть менеджмента в организационной жизни можно выразить как управление людьми ради поддержания в них активности при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Такой взгляд отражает центральную идею менеджмента -управление людьми, осуществляющими некоторую деятельность [3]. Эту идею можно выразить схемою в виде контура управления с обратной связью, в котором в качестве объекта управления выступают люди, исполняющие некоторую производственную деятельность (рис. 1). На этой схеме Целью 1 обозначена цель менеджмента - побуждение людей, работающих в производстве, к правильному исполнению своей деятельности.

Результатом этой деятельности являются некоторые вещи или возможности, которые могут использоваться как товары или услуги. Труд менеджеров заканчивается тогда, когда эти вещи и возможности появляются готовыми к употреблению. Превращение этих вещей и возможностей в товары и услуги осуществляют другие люди, деятельность которых относится к области маркетинга.

Суть маркетинга можно выразить как управление отношениями с клиентами [4]. Такой взгляд на маркетинг отражает его идею как деятельности, по превращению вещей и возможностей, создаваемых организацией, в товары и услуги, которыми удовлетворяются потребности ее клиентов. Эту идею тоже полезно выразить схемою управления с обратной связью, в которой в качестве объекта управления выступают отношения с клиентами (рис. 2).

На этой схеме Целью 2 обозначена цель маркетинга - удовлетворение потребностей клиентов. Такого вида управление разворачивается в ключевых для маркетинга направлениях: в направлении изменения товаров и услуг, в направлении изменения цен, каналов распределения товаров и услуг, продвижения продукции организации.

 

Обе выделенных сферы организационной деятельности - менеджмент и маркетинг - образуют целое благодаря тому, что они связаны друг с другом. Эта связь “устроена” таким образом, что плоды менеджмента подхватываются подразделениями маркетинга и используются в процессах удовлетворения клиентов, а результаты маркетинга влияют на установки менеджеров, от которых зависит качество производства потенциальных товаров и услуг. Этот взгляд на отношения между менеджментом и маркетингом в организации представлен в виде схемы на рис. 3.

Взаимовлияние маркетинга и менеджмента друг на друга образует пару взаимодействующих противоположностей. Это противоположности по целям деятельности, ресурсу, подходам к осуществлению деятельности и другим компонентам.

В зависимости от профиля деятельности организации, остроты конкуренции, видов товаров и услуг, спроса, фазы жизненного цикла организации и товаров, экономических, социальных, политических и других факторов приоритеты в деятельности (в ресурсах, целях и т.д.) должны изменяться. Эффективным это изменение бывает в тех организациях, которые “устроены” по принципу гомеостатического “треугольника” [2]. Когда обе сферы охвачены управлением гомеостатического контура, возникают возможности по использованию достоинств каждой из сфер организационной деятельности ради адаптации организации к изменениям и выживанию в трудные времена.

Литература

1.     Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. - М.: “Глобус”, 1998. - 229с.

2.     Горский Ю.М. Основы гомеостатики. Гармония и дисгармония в живых, природных, социальных и искусственных системах. - Иркутск: Изд-во ИГЭА,1998.- 337 с

3.     Мескон М.Х., Альберт М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: “Дело”, 1992.- 522с.

4.     Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: “Прогресс”, 1991. - 734с.

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено