Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Уроки обучения тьюторскому делу как чужому языку

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г.  Уроки обучения тьюторскому делу как чужому языку

. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (81kB) в формате MS Word

Введение

Известен закон ньютоновской механики, по которому нельзя заметить движение инерциальной системы, находясь внутри нее. И если этот закон универсален, то его проявление можно искать и находить повсюду. И, действительно, в социальной природе происходит то же самое. Вот примеры из жизни людей.

«В чужом глазу соринку видит, в своем - бревна не замечает»

Консалтинговая компания для успеха внутренних перемен обычно нанимает внешнего консультанта.

«Когда в Поднебесной узнают, что такое безобразное, становится ясно, что такое прекрасное»

Если хочешь разобраться в сути дела - прочти о нем публичную лекцию.

Трудности освоения языка и его сила по-настоящему проявляются тогда, когда он преподается как чужой язык.

Именно это и происходит сейчас с профессиональным языком тьюторов (воспитателей, учителей), когда его алфавит, в целом синтаксис и семантика отчуждаются от его носителей ради научения других. Именно с началом преподавания курса «Основы тьюторской деятельности» за пределами среды МИМ ЛИНК можно связать начало подлинного осмысления сути профессии тьютора в самой среде. Обсудим коротко уроки этого явления, наблюдая их с позиции качества дистанционного профессионального образования.

История вопроса

Становление нового взгляда на деятельность преподавателя как исполнителя новой парадигмы образования происходило задолго до появления первых тьюторов в ЛИНКе. Этот процесс можно исследовать по истории появления теорий и реальных педагогических школ, которые как за рубежом (Дж. Уотсон, К. Роджерс, А. Маслоу, и др.), так и в нашей стране (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) пытались с XVII развить «Великую дидактику»  Я.А. Коменского, отделиться от взгляда на обучаемого как на объекта и заложника бесталанности преподавателя. Наиболее удачное воплощение идей новой образовательной парадигмы  состоялось в среде профессионального образования, педагогической реальностью которой стало сознание взрослых людей. Западный мир, побуждаемый бизнесом, раньше приступил к практическому построению новых развивающих образовательных технологий. Эта деятельность в качестве результата породила понятие «тьютор» и сделала его. Подобно семени, брошенному в созревшую для отдачи почву,  это понятие запустило мощный рост интеллектуальных и творческих сил в России. Эффект стремительного развития и воплощения новых технологий работы преподавателя теперь уже как тьютора в нашей стране можно связать с эффектом прорвавшейся плотины, плотины мысленных и деятельностных ограничений на эксперименты в образовании. Пример тьюторов МИМ ЛИНК - один из наиболее успешных среди них. Это, действительно, так и как признанный на международном уровне факт (свидетельства ЮНЕСКО, Открытого университета Великобритании), и как результат объективных причин, восходящих к особенным принципам построения образовательной среды, в которой тьютору отведена роль центрального компонента.

Десять лет для становления новой деятельности - срок достаточно большой для того, чтобы откалибровать ее процедуры. Но чрезвычайно малый для того, чтобы сформировать язык, профессиональный язык деятельности тьютора на таком уровне, чтобы преподавать его как чужой. Это событие все-таки состоялось в МИМ ЛИНК. Создан курс «Основы деятельности тьютора», который теперь преподается не только в институте, но и в других ведомствах. Курс построен и подается чужим тьюторам по тем же технологиям, по которым мы работаем сами со своими студентами. Это событие похоже на то, как сапожник научился рассказывать о том, как он делает сапоги и уже почти готов сделать их себе самому. Он даже начал это делать, да призадумался над первыми уроками своего нового опыта.

Уроки

Можно говорить пока лишь о нескольких уроках. Их пять (рис. 1).

Урок «красноречия». Мастера  лекторского искусства говорят об этом примерно так: «Самое провальное дело читать лекцию о правилах хорошей лекции». Когда происходят занятия с обычными студентами (не со студентами – тьюторами), то в аудитории настолько не обостряется вопрос, который можно выразить сакраментально так: «А ты кто такой?». В аудитории со взрослыми студентами такое возникает, но не настолько ярко. В аудиториях со студентами - тьюторами наставнику приходится быть в незатухаемом тонусе, демонстрируя  собой и на себе свой предмет. Эта школа многому научает. Оказывается, что принцип «делай как я» сильно отличается от принципа «делай как я сказал». Этот урок дает толчок мысли о том, что каждый развивающийся тьютор обязан   побывать наставником и что наставничество – могучий инструмент  развития наставляющих. Вместе с этим пониманием вырастает и новая задача - разработать новый курс для наставников.

Урок целого. Отличие целого  состоит в том, что от него нельзя ничего отнять, чтобы оно при этом осталось целым. Оказалось, что бесполезно осваивать какие-то отдельные части профессии, отбросив другие.  Стало понятным, например, что не удастся сделать хорошего тьютора, передав ему только техники проведения занятий. Можно научить тьютора проводить деловые игры по хорошим правилам, или организовывать групповые упражнения, или правильно писать рецензии на студенческие работы. Но все эти техники «не играют» в руках тьютора, который не принял в глубины своего сознания, например, идею «партнерства в обучении, или идею «единства сред образования», или идею «лояльности». В поведении, происходящем «здесь и теперь»,  такого недоделанного тьютора непременно проявит то неуместная интонация обращения к студентам, то грубость ответа на «тонкий» вопрос, то выпуклость «Я», то домашние тапочки при костюме с галстуком… Стало понятно, что некоторых даже бывалых тьюторов стоит пропустить через мистерии таинства посвящения, где возникает не столько знание, сколько чувство профессии.

Урок динамики. Коротко его можно выразить так: «Оказывается, студенты развиваются быстрее преподавателя». То, что преподаватель годами заботливо выращивал в себе, поднимаясь к способности методически отточенными фразами говорить об этом, потом очень быстро осваивается студентами. Эта закономерность известна преподавателям. Но в бизнес-среде она приобретает особенные черты. Во-первых, стремительно сокращается «отрыв» от конкурентов, если посчитать конкурентами тьютора-наставника и наставляемого. Такая точка зрения уместна в рыночной среде и тем более, по отношению к «чужим» обучающимся тьюторам. Во-вторых, стремительно озадачиваются сами наставники ? а дальше-то что? В этой риторике можно находить разные смыслы. Так, например, становится ясно, что подобными курсами можно достаточно быстро подготовить отряд тьюторов как на своем, так и на «чужом» полях. Понятно и то, что благодаря такой динамике быстро развиваются  сами носители профессионального языка. Это можно использовать во благо компании и качества образовательного процесса, вовремя направляя туда ресурсы.

Урок соблазна. Собственно, урок состоит в том, что философия «свободы» легко подменяется философией «свободного мнения». Философия «свободы» исходит из понимания нравственного закона и дружит с категорией уместности. Философия «свободы мнений»  исходит из невоздержания и дружит только с авторами мнения. Приобретая «вкус» свободы, «вкус» партнерских отношений со студентами, «вкус» творческого поведения в аудитории, тьюторы попадают в сеть соблазна говорить то, что вздумается. Выход из этого плена для рефлексирующего тьютора возможен через нравственные уроки, которые он тут же получает от студентов, для тьютора попроще – через увольнение из компании. Значение однородности качества образовательного процесса во всех частях  образовательной сети принуждает тьютора мириться с условиями уместности его взглядов. Эти условия происходят от осознания того, что тьютор - звено в компании очень важное, но все-таки звено. В его «свободном» поведении студенты должны узнавать черты многих лиц: лиц авторов курса, лица компании, лиц руководителей центра обучения, лиц команды курса, лиц коллег – тьюторов, таких же свободных, как и он сам. Стоит ли говорить о том, что в поведении настоящего тьютора студенты должны узнавать лицо бога?

Урок эстетики мышления. Речь идет о мышлении тонких граней деятельности тьютора. Это урок радости. В эстетике мышления «радостью является чувство необратимой исполненности смысла». Здесь я следую за М.Мамардашвили в том, что признаю различие между двумя типами переживания: переживания события жизни и переживания мышления этого события. Деятельность тьютора содержит в себе много материи для радости как, впрочем, и страдания переживания первого типа. Неопределенность ситуации, в которой возникают и расцветают эти переживания, содержит в себе бесконечное поле возможностей как для самоудовлетворения нас как тьюторов от своей работы, так и разочарования в своих силах. Но мышление этого событийного поля как эмпирических переживаний приносит только радость, поскольку содержанием ее является исполненность смыла деятельности тьютора, даже если она и не удачна.

Выраженные и «замороженные» в учебниках нового курса смыслы деятельности теперь свидетельствуют о недоверии к печальному опыту некоторых тьюторов или, точнее, к некоторому печальному опыту всех тьюторов. Они свидетельствуют о возможности самого полного расцвета  преимуществ тьюторского ремесла.

Этот урок эстетики мышления вызывает чувство уверенности в том, что деятельность тьютора создает фундамент для реального воплощения той новой парадигмы образования, о которой говорят как о парадигме развивающего, личностно ориентированного образования, о парадигме образования будущего.

Заключение

Опыт преподавания профессионального языка тьюторов как чужого языка продолжается. Значит, будут и другие уроки.

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено