Концептуальный менеджмент среди других
Разнообразие видов менеджмента пока не имеет установленного
порядка и, скорее всего, не может иметь его в абсолютном смысле.
Ведь эта та область человеческой реальности, которая развивается
с нарастающей скоростью. Существует, скажем обыкновенный
менеджмент, менеджмент финансовый, операционный, менеджмент
стратегический, менеджмент тактический и другие. Любой
специалист в менеджменте заметит, что уже в этом коротком списке
смешаны основания для различения его видов. Однако этот же
специалист непременно согласится с тем, что по мере усложнения
внешних и внутренних условий ведения бизнеса, по мере накопления
эффектов роста компаний и стратегических пространств их
деятельности менеджмент обычный, то есть рецептурный, основанный
на использовании готовых инструментов управления деятельностью,
вырастает в менеджмент особого рода, в котором решения
вырабатываются свободно, разнообразно и фундаментально (рис. 1).
Речь идет о концептуальном менеджменте, основанном на принятии
концептуальных решений концептуального уровня концептуальными
средствами.
В логике, отражающей усиление интеллектуальной сложности
решений, интеллектуальной освобожденности управленцев и
целостности решений, этот вид менеджмента появляется примерно в
следующем ряду:
• Менеджмент
ситуационный
• Менеджмент
функциональный
• Менеджмент
функционально-рецептурный
• Менеджмент
ситуационно-рецептурный
• Менеджмент
исследовательский
• Менеджмент
самообучающийся
• Менеджмент
концептуальный.
Вот краткий перечень вопросов бизнеса, на которые может ответить
концептуальный менеджмент.
• Что нужно
учесть для того, чтобы...?
• При каких
условиях возможно...?
• Каковы
основания решений о том-то?
• Какое
логическое основание позволяет судить о…?
• В каком
отношении находятся…?
• Какого типа...?
• Какие варианты...?
• Каковы
исходные утверждения о том-то?
• С какой
позиции может быть установлено, что…?
• Какие точные
следствия вытекают из следующих утверждений…?
• Каково
разнообразие…?
Этот список может быть расширен. Но и он вполне определенно
отражает основной характер сферы господства концептуального
менеджмента – это решения относительно сложных и содержательно
"размытых" проблем с очень высокой степенью неопределенности.
Именно при переходе в эту область решений традиционный
(рецептурный) менеджмент испытывает настоящий кризис – здесь он
кончается.
Этот эффект усиливается по мере восхождения от задач линейного
уровня к задачам стратегическим.
Для некоторых российских предприятий наступил момент проявления
этой естественной закономерности – бизнес начал активно
нуждаться в помощи концептуального менеджмента.
Простые правила концептуального
менеджмента
Искусство концептуального менеджмента, искусство продуктивного
мышления при управлении деятельностью в слабопредсказуемых и
малопонятных условиях, искусство восхождения к абстракциям и
манипулирование ими ради овладения разнообразием возможных
решений не без труда, но может быть освоено, поскольку опирается
на вполне ясные правила и идеи, вот некоторые из них.
Правило ступенчатого "восхождения" к
новым точным решениям проблем
Из методологии познания известно, что таких ступеней две. Первая
– это ступень восхождения от волнующей конкретной проблемы к
абстрактной картине реальности, в которой эта проблема могла
состояться. Вторая – это ступень восхождения от абстрактного
решения к разнообразию конкретных, к которым ведут логически
строгие следствия от предыдущей ступени. На этом восхождении
менеджеру-концептуалисту помогают специальные методы
постулирования и развертки концептуальных схем.
Правило поиска или мобилизации конструктов
Это правило основывается на том, что логически строго
построенные абстрактные конструкции одной реальности
универсальны по отношению к другим. Такие концептуальные
"изделия" называют "конструктами". С помощью одного и того же
конструкта можно понять и объяснить совершенно различные
реальности бизнеса. Таких конструктов у российских
концептуалистов уже несколько сотен: конструкт процесса,
конструкт роста, конструкт развития, конструкт единицы
адаптивного управления и другие. В этом смысле Питер Сенге
несколько опоздал с введением небольшой горстки конструктов,
названных им "системными архетипами". Конструкты можно брать уже
в готовом виде и "прикладывать" к сложной реальности – она
непременно "откроется" сознанию менеджера. А вместе с этим
откроются и все точные следствия от такого видения проблем.
Правило сквозного конструирования
смыслов и решений
Это правило принуждает менеджера-концептуалиста наращивать
концептуальную мощность своих решений через строгий синтез
концептуальных схем, через синтез конструктов . Внешне это
похоже на удержание в сознании менеджера некоторой линии
детализации представлений, построенных по разным поводам и для
разных граней проблем. Это очень удобно для построения, скажем,
целостных стратегий в бизнесе, которые затем должны быть
обоснованно расширены и детализированы для того, чтобы их могли
понять и принять как руководство к действию
менеджеры-исполнители.
В концептуальной работе менеджеров существуют и другие правила.
Но интереснее другое – основания этих правил. Речь идет об
источниках концептуального менеджмента.
Источники успеха
Источниками успеха в интеллектуальной сфере деятельности
являются идеи. Их в основании концептуального менеджмента
несколько.
Назовем основные.
Идея о взаимосвязи предмета, имени и
концепта
"Когда мы говорим об идеях, мы называем этим именем не образы,
рисующиеся в воображении, а все, что наличествует в нашем уме,
когда мы можем сказать, что мыслим вещь, как бы мы ее ни
мыслили". Оказывается, в нашем уме явно или неявно наличествует
тройка: "вещь", ее имя (термин) и понятие об этой вещи
(концепт).
Понятие (концепт) становится способом, каким знак (имя)
обозначает предмет (вещь), все эти элементы оказываются
связанными.
Научное обоснование этой взаимосвязи связывают с именем
немецкого логика, математика и философа Фреге Г. –
основоположника той части логической семантики, в которой
исследуется связь значения и смысла языковых выражений и
отношение обозначения.
Идея о формах мышления (формальная
логика)
Эта идея является синтезом того, что "пришло" к нам от
Аристотеля и развито современными логиками в отношении способов
и приемов правильного мышления. Это то, что связано с понятиями,
суждениями, умозаключениями и законами мышления. Эти знания
выступают основой для построения формального инструментария
концептуального анализа и синтеза. Кроме того, его
методологический арсенал включает в себя конструктивно
используемые представления о тождестве и различии понятия и
теории как различных форм представления теоретического знания (неаксиоматическая
и аксиоматическая); о логических методах – анализе и синтезе; о
способах доказательств и некоторые другие "разделы" логического
знания.
Идея о сознательном заключении мира в
"скобки"
Эта идея восходит к трансцендентальной философии Декарта, к
метафизике. "Согласно этой философии, любая реальность и мир в
целом, который мы воспринимаем как существующий, существует,
можно сказать, только в качестве содержания наших собственных
представлений, как нечто высказанное в суждениях или, лучше
сказать, прошедшее проверку в процессе познания". В наибольшей
степени в концептуальном направлении развита такая ветвь
метафизики, как феноменология.
В основании успеха концептуального менеджмента есть и другие
идеи, например, идея о необходимом соответствии выразительных
средств характеру предметной области, которую они представляют (метаматематика
Н. Бурбаки), идея эпистемилогического разделения уровней
системотворчества, идея концептуализации как перевода смыслов в
строгие логические формы, выражения и сохранения структур в
концептуальных упражнениях и другие.
Все это и придает концептуальному менеджменту силы для
преодоления сложности в управленческих решениях, наделяя его
рядом полезных свойств:
• возможностью
открытия новых неочевидных смыслов и решений;
• способностью
построения целостных концепций деятельности и упорядочивания "размытых"
представлений у менеджеров;
• возможностью
создания понятийной платформы для разделяемого видения проблем и
возможностей компании;
• способностью
контроля над разнообразными гранями постижения бизнес-реальности;
• возможностью
понимания сложного через простое.
Благодаря этому технологии концептуального менеджмента
отличаются откровенностью (осознанием внутренних установок "так"
или "иначе" "смотреть" на предмет"), избирательностью (расстановкой
приоритетов в выборе установок сознания менеджера),
концентрированностью (очищенностью смыслов концептуальных "единиц"
от второстепенного), скрупулезностью, приземленностью, легкостью,
экономичностью и смиренностью (сдерживанием
концептуалистов-менеджеров от соблазна понять все на свете и
состариться прежде срока). |