Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Источники успеха концептуального менеджмента

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г.  Источники успеха концептуального менеджмента. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (10kB) в формате MS Word

 

Концептуальный менеджмент среди других

Разнообразие видов менеджмента пока не имеет установленного порядка и, скорее всего, не может иметь его в абсолютном смысле. Ведь эта та область человеческой реальности, которая развивается с нарастающей скоростью. Существует, скажем обыкновенный менеджмент, менеджмент финансовый, операционный, менеджмент стратегический, менеджмент тактический и другие. Любой специалист в менеджменте заметит, что уже в этом коротком списке смешаны основания для различения его видов. Однако этот же специалист непременно согласится с тем, что по мере усложнения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, по мере накопления эффектов роста компаний и стратегических пространств их деятельности менеджмент обычный, то есть рецептурный, основанный на использовании готовых инструментов управления деятельностью, вырастает в менеджмент особого рода, в котором решения вырабатываются свободно, разнообразно и фундаментально (рис. 1). Речь идет о концептуальном менеджменте, основанном на принятии концептуальных решений концептуального уровня концептуальными средствами.

В логике, отражающей усиление интеллектуальной сложности решений, интеллектуальной освобожденности управленцев и целостности решений, этот вид менеджмента появляется примерно в следующем ряду:

• Менеджмент ситуационный

• Менеджмент функциональный

• Менеджмент функционально-рецептурный

• Менеджмент ситуационно-рецептурный

• Менеджмент исследовательский

• Менеджмент самообучающийся

• Менеджмент концептуальный.

Вот краткий перечень вопросов бизнеса, на которые может ответить концептуальный менеджмент.

• Что нужно учесть для того, чтобы...?

• При каких условиях возможно...?

• Каковы основания решений о том-то?

• Какое логическое основание позволяет судить о…?

• В каком отношении находятся…?

• Какого типа...?

• Какие варианты...?

• Каковы исходные утверждения о том-то?

• С какой позиции может быть установлено, что…?

• Какие точные следствия вытекают из следующих утверждений…?

• Каково разнообразие…?

Этот список может быть расширен. Но и он вполне определенно отражает основной характер сферы господства концептуального менеджмента – это решения относительно сложных и содержательно "размытых" проблем с очень высокой степенью неопределенности. Именно при переходе в эту область решений традиционный (рецептурный) менеджмент испытывает настоящий кризис – здесь он кончается.

Этот эффект усиливается по мере восхождения от задач линейного уровня к задачам стратегическим.

Для некоторых российских предприятий наступил момент проявления этой естественной закономерности – бизнес начал активно нуждаться в помощи концептуального менеджмента.

Простые правила концептуального менеджмента

Искусство концептуального менеджмента, искусство продуктивного мышления при управлении деятельностью в слабопредсказуемых и малопонятных условиях, искусство восхождения к абстракциям и манипулирование ими ради овладения разнообразием возможных решений не без труда, но может быть освоено, поскольку опирается на вполне ясные правила и идеи, вот некоторые из них.

Правило ступенчатого "восхождения" к новым точным решениям проблем

Из методологии познания известно, что таких ступеней две. Первая – это ступень восхождения от волнующей конкретной проблемы к абстрактной картине реальности, в которой эта проблема могла состояться. Вторая – это ступень восхождения от абстрактного решения к разнообразию конкретных, к которым ведут логически строгие следствия от предыдущей ступени. На этом восхождении менеджеру-концептуалисту помогают специальные методы постулирования и развертки концептуальных схем.

Правило поиска или мобилизации конструктов

Это правило основывается на том, что логически строго построенные абстрактные конструкции одной реальности универсальны по отношению к другим. Такие концептуальные "изделия" называют "конструктами". С помощью одного и того же конструкта можно понять и объяснить совершенно различные реальности бизнеса. Таких конструктов у российских концептуалистов уже несколько сотен: конструкт процесса, конструкт роста, конструкт развития, конструкт единицы адаптивного управления и другие. В этом смысле Питер Сенге несколько опоздал с введением небольшой горстки конструктов, названных им "системными архетипами". Конструкты можно брать уже в готовом виде и "прикладывать" к сложной реальности – она непременно "откроется" сознанию менеджера. А вместе с этим откроются и все точные следствия от такого видения проблем.

Правило сквозного конструирования смыслов и решений

Это правило принуждает менеджера-концептуалиста наращивать концептуальную мощность своих решений через строгий синтез концептуальных схем, через синтез конструктов . Внешне это похоже на удержание в сознании менеджера некоторой линии детализации представлений, построенных по разным поводам и для разных граней проблем. Это очень удобно для построения, скажем, целостных стратегий в бизнесе, которые затем должны быть обоснованно расширены и детализированы для того, чтобы их могли понять и принять как руководство к действию менеджеры-исполнители.

В концептуальной работе менеджеров существуют и другие правила. Но интереснее другое – основания этих правил. Речь идет об источниках концептуального менеджмента.

Источники успеха

Источниками успеха в интеллектуальной сфере деятельности являются идеи. Их в основании концептуального менеджмента несколько.

Назовем основные.

Идея о взаимосвязи предмета, имени и концепта

"Когда мы говорим об идеях, мы называем этим именем не образы, рисующиеся в воображении, а все, что наличествует в нашем уме, когда мы можем сказать, что мыслим вещь, как бы мы ее ни мыслили". Оказывается, в нашем уме явно или неявно наличествует тройка: "вещь", ее имя (термин) и понятие об этой вещи (концепт).

Понятие (концепт) становится способом, каким знак (имя) обозначает предмет (вещь), все эти элементы оказываются связанными.

Научное обоснование этой взаимосвязи связывают с именем немецкого логика, математика и философа Фреге Г. – основоположника той части логической семантики, в которой исследуется связь значения и смысла языковых выражений и отношение обозначения.

Идея о формах мышления (формальная логика)

Эта идея является синтезом того, что "пришло" к нам от Аристотеля и развито современными логиками в отношении способов и приемов правильного мышления. Это то, что связано с понятиями, суждениями, умозаключениями и законами мышления. Эти знания выступают основой для построения формального инструментария концептуального анализа и синтеза. Кроме того, его методологический арсенал включает в себя конструктивно используемые представления о тождестве и различии понятия и теории как различных форм представления теоретического знания (неаксиоматическая и аксиоматическая); о логических методах – анализе и синтезе; о способах доказательств и некоторые другие "разделы" логического знания.

Идея о сознательном заключении мира в "скобки"

Эта идея восходит к трансцендентальной философии Декарта, к метафизике. "Согласно этой философии, любая реальность и мир в целом, который мы воспринимаем как существующий, существует, можно сказать, только в качестве содержания наших собственных представлений, как нечто высказанное в суждениях или, лучше сказать, прошедшее проверку в процессе познания". В наибольшей степени в концептуальном направлении развита такая ветвь метафизики, как феноменология.

В основании успеха концептуального менеджмента есть и другие идеи, например, идея о необходимом соответствии выразительных средств характеру предметной области, которую они представляют (метаматематика Н. Бурбаки), идея эпистемилогического разделения уровней системотворчества, идея концептуализации как перевода смыслов в строгие логические формы, выражения и сохранения структур в концептуальных упражнениях и другие.

Все это и придает концептуальному менеджменту силы для преодоления сложности в управленческих решениях, наделяя его рядом полезных свойств:

• возможностью открытия новых неочевидных смыслов и решений;

• способностью построения целостных концепций деятельности и упорядочивания "размытых" представлений у менеджеров;

• возможностью создания понятийной платформы для разделяемого видения проблем и возможностей компании;

• способностью контроля над разнообразными гранями постижения бизнес-реальности;

• возможностью понимания сложного через простое.

Благодаря этому технологии концептуального менеджмента отличаются откровенностью (осознанием внутренних установок "так" или "иначе" "смотреть" на предмет"), избирательностью (расстановкой приоритетов в выборе установок сознания менеджера), концентрированностью (очищенностью смыслов концептуальных "единиц" от второстепенного), скрупулезностью, приземленностью, легкостью, экономичностью и смиренностью (сдерживанием концептуалистов-менеджеров от соблазна понять все на свете и состариться прежде срока).

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено