Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Доклад

Тематическое направление: Процессы создания нового / Управление проектами. Workshop 2005

 

«Правильные» и «неправильные» проекты, менеджмент проектов и управляющие

 

The «regular» and «irregular» projects, project management and managers


Бурлаков К.Ю.

ктн, доцент, генеральный директор

ЗАО Центр специализированного проектирования «АДРЕМ»


Доклад на Второй ежегодной конференции Клуба менеджеров проектами (Project Managers Club)  «Актуальные вопросы современного управления проектами»

Москва, 11 февраля 2005 г.

По результатам Workshop от 28 апреля 2004 г.


Архивы текста тезисов доклада (25 kB) в RTF-формате MS Word и презентации доклада (210 kB) в формате MS PowerPoint для загрузки


 

«И увидел Бог, что это хорошо»
Ветхий завет
(оценка итогов самого глобального на все времена проекта)

 

1. Определения проектов в практике управляющих проектами (обиходные определения, постановка темы на Workshop’е и результаты ее обсуждения)

В название доклада вынесено определение “правильные”. Дело в том, что мы привыкли к несколько иным определениям проектов:

  • успешный,

  • масштабный,

  • интересный,

  • сложный,

- которые мы даем рассматривая проект с точки зрения его результата;

или

  • проблемный,

  • неудачный,

  • провальный,

- их мы даем как раз для определения процесса управления.

Вынесенная в название доклада постановка определения проекта кажется несколько необычной. Но в том то и заключается роль постановок тем на Workshop’е, что они становятся

  •  затравкой для последующего исследования и обобщения;

  • инструментом для смещения привычных акцентов в стереотипах (сравни с синкопой в джазе, живом музыкальном процессе), такое смещение заставляет думать, не разрушая стереотипы, а разворачивает в мышлении новыми гранями восприятия и понимания: стереотип как продуктивная форма, носитель предметности остается, но вступает в новые ассоциативные связи;

  • основой для выявления архетипичного (для профессиональной сферы управления проектами), неосознаваемого явно, но используемого в практике понимания такой темы опытными управляющими проектов, Workshop играет некую психоаналитическую роль выводя интуитивное понимание из индивидуального и коллективного бессознательного, делая попытку обобщения этого понимания и создания новых, я бы сказал гуманитарных инструментов управления проектами; в этих инструментах сочетается

  • рационализм проверенных практикой приемов мышления, общения и понимания,

  • психологизм рефлексии, самосознания действий – собственных и других людей, как основа инициативы - противоположности сугубо формальному выполнению своих обязанностей при участии в рабочем процессе коллектива,

  • а также высокая культура ассоциативного мышления, нетривиально влияющая на человеческие взаимоотношения и принимаемые решения.

Каковы же были ассоциативные реакции участников Workshop’а на определение “правильные проекты”? Они распределились по четырем достаточно условным направлениям (см. таблицу), связанным с:

  • методологией – т.е. делай по правилам, зафиксированным в методиках управления проектами и это будет правильно;

  • эффективностью – т.е. правильно то, что дает положительный эффект, что приводит к тому, чтобы проект был выполнен по классическим канонам - качественно, в срок и в рамках выделенного бюджета;

  • сбалансированностью и гармонизацией по разным критериям – т.е. правильно то, что придает душевное умиротворение, этически и эстетически комфортное;

  • тавтологией – определения, данные через само определение “правильный” и с добавлением некоторого другого существительного.

Определения “правильного” проекта, данные экспертами на Workshop’е

Классификационные категории

Методология

Эффективность

Сбалансированность

Тавтология

Проект, который

  • выполнен в соответствие со стандартами и нормами;

  • может быть реализован регулярными средствами;

  • соответствует правилам среды;

  • не противоречит природе проекта;

  • адекватен окружению;

  • не предполагает использование сверхъестественных возможностей участников;

  • находится в русле стратегии (компании);

  • характеризуется большим горизонтом предвидения.

Проект, который

  • дает результаты, соответствующие ожиданиям участников;

  • достигает цели;

  • имеет шанс на реализацию заявленных целей;

  • обеспечен необходимыми ресурсами;

  • когда есть резерв (ресурс) на риски;

  • дает результаты, которые живут и востребованы;

  • превращается в неправильный, когда утрачивается критическая масса ресурсов/резервов.

Проект, который

  • характеризуется сбалансированностью интересов его участников;

  • гармоничен и сбалансирован;

  • который создает позитивное будущее (или движется в этом направлении).

Проект, который

  • ведут «правильные» управляющие;

  • правильно управляется правильным менеджером;

  • идут в правильном направлении.

Сделаны также два вывода:

  • правильны все проекты с некоторой позиции: всегда есть позиция, с которой проект может быть правильным;

  • результат проекта может быть неудачным, но проект при этом оказывается правильным.

Отталкиваясь от этого видения, рассмотрим теперь, термин “правильный” в его классическом и обыденном пониманиях.

2. Категории “правильности” и “неправильности” и их соотношение с понятием “эффективность”

Правильный (по толковому словарю под ред. Д. Ушакова):

  • основанный на правилах, закономерный (стереотипный);

  • соответствующий правилам, предписаниям (стандартам, методикам);

  • верный, истинный, соответствующий действительности;

  • соответствующий потребностям, такой, как нужно;

  • регулярный, действующий постоянно;

  • удовлетворяющий правилам пропорции, симметрии (т.е. гармонизированный, сбалансированный).

В обыденной жизни бытуют три типа отношения к правильности, два последние из которых не совсем вписываются в академические определения:

  • “делай правильно – и все получится” – алгоритмический подход, задающий уверенность в своем опыте и побуждающий к доверию к апробированному опыту других специалистов, т.е. правильно то, что делается исходя из положительного опыта и сложившихся правил; но это подход для почти однозначных причин и следствий, т.е. для типовых ситуаций, типовых проектов;

  • “он весь такой правильный” – в этом тезисе сквозит подозрительность и завистливость, налет кулуарных отношений; но по сути это понимание, что игра по правилам хороша до поры, до времени, что жизнь сложнее, и везет пока везет (поскольку “везет” не всем и не всегда, отсюда налет зависти), а потом жизнь ударит; позиция, которая скрывает в себе понимание того, что алгоритмический подход хорош, пока не появились нестандартные проблемы, особенно связанные с человеческим фактором; в этом случае одной “правильности” мало, для эффективных действий нужно еще нечто иное;

  • “водка - это правильное пиво” – этот тезис характеризует приятие человеком процесса или явления, их приемлемость для сложившегося стереотипа субъективных человеческих ценностей, в таком понимании “правильности” содержится субъективно положительная оценка и хода, и результата процесса; в приятии присутствует уже не только рациональное видение, а уже и иррациональное – то, что выше логики, а тяготеет напрямую к рационально необъяснимым ценностным установкам человека; такое приятие создает для него душевный комфорт и надежность его собственного существования.

Все три подхода так или иначе проявлены в ответах экспертов на Workshop’е (см. таблицу).

В связи с этим интересно то, что не все определения “правильного проекта” с частицей “не” могут быть применены к определению “неправильного проекта”; это четко прозвучало на Workshop’е. Появились дополнительные определения “неправильного проекта”. Это:

  • тот, который нельзя описать (понять), не используя «ненормативную» лексику;

  • тот, который выполнен только на интуиции;

  •  «хрупкий» проект;

  • который держится на манипулятивной или неявной цели;

  • реализующий то, чего не может быть (вечный двигатель);

  • с неправильной анатомией (термин из менеджмента проектов) и/или «физиологией»;

  • который заранее обречен на неуспех (фундаментально плохой);

  • неправильный проект не тождественен неуспешному проекту.

Интересно и то, что в большинстве определений прослеживается понимание того, что “неправильность” явно связана с нерациональным подходом в проекте и, по сути, неосознанное неприятие нерациональности управляющими проектами.

Здесь мы сталкиваемся с ролью рационального, логического и нерационального, нелогичного в практической деятельности управляющего проектами. Главное требование в любой, а тем более управленческой деятельности – это ее эффективность, достижение поставленных целей.

Можно сказать, что правильность в управлении – это рациональное начало при обеспечении эффективности.

Вместе с тем, правильно выполняемый проект может стать провальным, неэффективным.

На прошлогодней конференции обсуждались характеристики неэффективного менеджера проектами. Одна из основных из них, определяющая профнепригодность менеджера проектами, – ориентация на процесс, а не на цель и результат, но при этом неэффективный менеджер может строго выполнять все правила и рекомендации методик! Более того, в случае неудачи для него “правильность” действий – это способ “отмазаться”, обосновать свои неадекватные действия.

Поэтому в зависимости от ситуации, если результат может быть достигнут нетривиальным и нестереотипным образом, то следует отказаться от рациональных правил. Эффективность достигается через гибкость процесса управления проектом. Поэтому одно из важнейших качеств менеджера проекта – понять, когда прекращать вести дела по правилам и обострить противоречия для их разрешения или применить иной прием, которые не вполне правильный и внешне не является рациональным.

Эффективное управление включает в себя рациональные, последовательно логичные действия и, как следствие, беспроблемные ситуации. Разрешение же проблем включает в действие иррациональные подходы – то, что не достигается линейной логикой, а требует интуиции и перехода на другой уровень понимания.

Успешный проект может порождать новые правила “игры”. Оценка “правильных” подходов в успешно завершенном проекте post factum связана с обобщением нестереотипных ситуаций, способов и подходов к ведению проекта, их рационализации. Рациональное, методология – подчиненное практике качество. Понимание типичных нерациональных приемов и их рациональное обобщение – основа для развития методологии.

Элемент неправильности, нерациональности всегда присутствует в любом проекте, поскольку нерегулярность всегда сопровождает неопределенность, присущую любому проекту по его сущностной природе, как процесса создания нового.

Вместе с тем при любом нерациональном подходе мы должны понимать, что мы делаем и отдавать себе отчет в своей ответственности за происходящее. Т.е. контроль “правильности” переходит в нашем мышлении на более верхний уровень: мы в наших нерациональных действиях руководствуемся некоторыми проверенными принципами, житейскими ценностями – своеобразными метаправилами.

Поэтому можно резюмировать, что, так или иначе, “правильность” – это действия по правилам в широком их толковании.

3. Истоки формирования правил проектной деятельности

Правила - формальные и неформальные - образуются не на пустом месте, их создает система взаимоотношений людей, коллективов, организаций.

Правила – это отражение отношений стейкхолдеров – субъектов и организаций - на поле прав и обязанностей и связанных с ними ценностей и интересов (неосознанных и осознанных, учитываемых и преследуемых). Это в первую очередь взаимоотношения

  • компаний – заказчика и исполнителя,

  • их представителей (в том числе руководителей),

  • менеджеров и исполнителей проекта.

Причем играют роль как их ролевые отношения, так и обычные межчеловеческие отношения.

Правила, т.е., по-существу, критерии правильности, вырабатываются в зависимости от типа взаимоотношений с Заказчиком. Вот три наиболее важных из встречающиеся типов взаимоотношений, их основные принципы и последствия:

  • безразличие к Заказчику:

  • как поставлен проект Заказчиком, так и выполняем,

  • строго по ТЗ,

  • противодействие изменениям,

  • “мы понимаем лучше Заказчика” – “впарить” то, что можем,

  • результат- Заказчик неудовлетворен, проблематичность дальнейшего сотрудничества;

  • ублажение Заказчика:
  • замысел “течет”,

  • “Заказчик сам отвечает за то, что хочет”,

  • результат – убытки и неудовлетворенность Исполнителя;

  • сотрудничество с Заказчиком:
  • сбалансированность желаемого (“хотелок”) и возможностей,

  • результат - продуктивность, предсказуемость и “правильность” действий,

  • основная трудность - недостаток адекватных специалистов для таких отношений.

Ясно, что “правильный” менеджер проекта тяготеет к правилам последнего типа.

Когда же это становится возможным, когда в проекте возникает минимум внетехнических проблем, связанных с человеческим фактором?

Можно смело утверждать, что это становится возможным только в случае четко поставленного стратегического управления как у Заказчика, так и у Исполнителя проекта.

Природа проекта такова, что проект создает некоторые инструменты для эффективной деятельности Заказчика. А если характер этой деятельности четко не определен, организация “шарахается” из стороны в сторону в своих приоритетах, в ней царит нервозная обстановка, интересы людей противоположны и противоречат официально декларируемым установкам.

Когда же поставлен процесс стратегического управления, т.е. определены глубинные метацели и принципиально понятны задачи, которые надо решить для их достижения, и это понимание разделяет большинство персонала в рамках своей ответственности, то позитивным становится и отношение людей к выбранным инструментам деятельности, которые приносит в организацию тот или иной проект. Тогда возникает атмосфера определенности и ясности мышления и взаимодействия, отношения рационализируются, становятся “правильными”.

То же касается и Исполнителя проекта. Ясность стратегии освобождает его от необходимости хвататься за любой доступный, но нередко обреченный на провал проект. Он соизмеряет свои возможности и цели с потребностями и целями Заказчика. В этих условиях только и возможно плодотворное сотрудничество Заказчика и Исполнителя проекта.

Поэтому стратегию можно считать основой для выработки метаправил проектной деятельности.

4. Понятие “правильности” как инструмент качественной целостной оценки проекта

Но вернемся к понятию “правильность”. Попробуем понять, как оно может служить инструментом управления проектом.

Это понятие на качественном уровне оценивает как процесс проектного управления, так и его результат. Причем оценка может делаться при постановке проекта, во время ведения проекта и по окончании проекта. При постановке проекта оценка исходит из узнавания признаков проекта и его декларируемых результатов (явных и неявных) и соответствующих ожиданий в отношении такого проекта по сложившемуся опыту менеджера. При ведении проекта к этому добавляются ожидание и понимание рисков исходя из текущей реализации проекта. По окончании проекта, если таковое наступило, - по сравнению ожиданий и результатов, которые в свою очередь могут менять ценностные представления, смещать в них акценты и понимание, что является приемлемым, а что нет.

Пожалуй, степень приятия ситуации, которая складывается вокруг проекта, при назывании проекта “правильным” является центральным звеном такой оценки. Именно приятие реалий проекта создает душевный комфорт у менеджера и исполнителей проекта, продуктивную атмосферу деятельности.

Правильность, также как эффективность, успешность, по-видимому, надо рассматривать как комплексный ценностный критерий многоцелевой оценки качества проекта как целостной деятельности.

Подобные понятия позволяют в профессиональной среде передавать свою оценку другим участникам процесса на уровне общих ценностей без конкретизации понимания на уровне логики.

Что же практически дает такая оценка? Оценка правильности – это повод осознать критерии отношения к процессу собственной деятельности и действий людей, связанных с ней, а также критерии отношения к результатам этой деятельности.

Такая самоидентификация, кстати, может иметь далеко идущие последствия – вплоть до ухода из компании, смены вида деятельности или решения уникальных по сложности проблем проекта.

5. Основные выводы

Таким образом, можно сделать выводы, что социопсихологическим инструментом при оценке качества проекта становится само- и коллективная рефлексия – отстраненное от процесса деятельности человека размышление, самонаблюдение направленное на осмысление своих собственных действий и их закономерностей.

Понятийно-лингвистическим приемом в процессе рефлексии, инструментом самой рефлексии можно назвать использование указанных выше понятий “правильность”, “эффективность”, “успешность” и подобные им. Они дают определение проекта как целого в условиях, когда невозможно дать выверенную по многим параметрам оценку ситуации. Эти понятия интуитивны, по своей сути “неправильны”, но становятся оценочной матрицей, несущей сформированные в профессиональном сообществе управляющих проектами ценностные характеристики проекта, сравнивая с которыми ту или иную ситуацию, менеджеру проекта и проектной команде удается сделать анализ и комплексную оценку хода проектного процесса и этим способствовать формированию и принятию адекватных “правильных”, “эффективных” и “успешных” решений.


© Бурлаков К.Ю., 2005

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено