Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Доклад
Тематическое направление: Процессы создания нового
 / Управление проектами. Workshop 2006
Профессиональная культура менджмента программами и проектами (МПП): Мировоззрение и/или инструмент
Professional Culture MPP: the Weltanschauung and /or the Tool
Бурлаков К.

ктн, доцент, генеральный директор

ЗАО Центр специализированного проектирования «АДРЕМ»

 

Доклад на III Ежегодной Конференции «Актуальные вопросы современного Project Management»

Москва, Россия, 03 февраля, 2006 г.


Архив текста доклада (16 kB) в формате MS Word и презентация доклада (246 kB) в формате MS PowerPoint для загрузки

1. Аналогии между понятиями разного масштаба в одной и той же предметной (социальной) сфере. Культура как способ освоения действительности и существования

В докладе на заявленную тему я хочу показать другой тип аналогии по сравнению с той, которая была применена при рассмотрении темы «Мутации проектов» (см. материалы настоящей конференции). В предыдущем докладе аналогия переносила свойства биологических структур на структурные особенности процессов управления проектами. В нашем случае попытаемся при помощи аналогии спроецировать структурные свойства более общего социального понятия (метапонятия) “культура” на более узкую по смысловому масштабу область той же предметной – социальной – сферы управления проектами.

Итак, начнем наш анализ с общепринятых определений.

Культура – (лат. cultura - возделывание) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

  • отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;

  • воплощенная в предметных, материальных носителях;

  • передаваемая последующим поколениям.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение является конкретным проявлением самоидентификации субъекта (человека или группы людей) в окружающем его культурном поле. Он всегда может уточнять свое место в действительности, черпая из объективно, независимо от него существующего культурного пласта новые смыслы.

Инструмент – (лат. instrumentum - орудие для работы) орудие или устройство, необходимое для изменения предметов труда.

Философия человеческой деятельности и науки, в частности, заразившись духом известного философского течения, именуемого инструментализм, трактует понятие инструмент значительно шире. К инструментарию она относит любые средства освоения действительности, в том числе теории, методы, методологии и т.д. В рассматриваемом случае мы хотим понять можно ли такое масштабное явление, как культура, считать инструментом.

Вышеуказанные понятия могут распространяться на социальные группы (в предельном случае на общество в целом) или относиться к отдельной личности. Как мы видим, мировоззрение есть часть личной или общественной культуры, я бы сказал, ее статичная составляющая. Это базис, который определяет активную, деятельную составляющую культуры. Этот активный компонент соединяет два ростка, культивируемых мировоззрением: предмет труда – то, на что направлена его деятельность, и ожидаемый результат деятельности. В зависимости от видения себя в мире человек определяет, чем он хочет заниматься и чего он хочет добиться. Между этими двумя факторами функционирует третий – инструментальный – с помощью чего человек достигает желаемых результатов.

Итак, культура проявляет себя как мировоззрение, определяя смысл деятельности: откуда и к чему идет человек. Другой аспект деятельности, взращиваемый от культурных корней, – способы достижения целей и отношение к ним. Они формируются нормативной (ограничивающей, в том числе нравственной) частью мировоззрения.

Давайте попробуем понять на уровне метаструктурной абстракции, что означает, когда говорят, что человек или группа людей обладает высокой культурой. Это означает их способность действовать наиболее адекватно социальным установкам в объективной реальности, умение применять в известных сферах и переносить на неизвестные для них сферы структурные стереотипы деятельности, оправдавшие себя как продуктивные. Но умение адаптироваться – далеко не все, что получает человек при освоении культуры. Максимальная степень адаптации культурного человека сопряжена с умением доставлять минимум негативных последствий своему окружению при активном взаимодействии с ним. Причем способность непричинения зла отличается значительной масштабностью, как во времени, так и в функциональном пространстве. Это то, что называется заботиться о смысле высшего порядка. Такое щадящее отношение к внешнему миру сродни библейской любви к ближнему или принципу невмешательства (невозмущения естественного хода событий) в восточных религиях.

Это не принцип – добиться чего-либо, во что бы то ни стало. Здесь работает продуманность средств и обоснованность необходимости именно таких, а не иных результатов.

Налицо применение того самого метода аналогий, но в утонченном творческом режиме, в развитии и поиске новых ассоциаций в новой обстановке, в максимально широкой среде функционирования, но с учетом принципа “не навреди”. Культура, творчество и любовь к ближнему неразрывны, они усиливают друг друга.

Свойство “культурности” позволяет сбалансировано, бережно и осторожно переносить структурный ряд ассоциаций, отработанных на исходной предметной области в иные сферы или развивать их на той же предметной почве. Освоение предметной почвы, деятельность в ее среде или ее преобразование - все это слагаемые поддержания и проявления культуры.

Таким образом, освоение конкретных культурных достижений подразумевает не простое их знание и применение, а понимание и постоянное отслеживание многообразия их связей со всей совокупностью других сфер человеческих ценностей.

Итак, структурный смысл понятия “культура” показывает, что в бытийном (онтологическом) смысле культура выступает как условие и способ освоения действительности и самого существования человека и социальных групп, а также явлений, которые они порождают в среде культуры. Т.е. это касается и управления проектами.

2. Профессиональная культура МПП как элитарная субкультура

Возникновение и становление профессионального сообщества управляющих программами и проектами приводит к формированию их специфической профессиональной культуры. Единство метацелей – создание в любых проектах нового качества, – единство способов достижения целей, подобие отношений с окружением – все это выстраивает общие для управляющих проектами структурные стереотипы профессионального мировоззрения и профессиональной деятельности. Повторяемость структуры деятельности от проекта к проекту рождает культурную среду работы, притягивает в нее совершенно определенный круг отношений и ценностей, способов поведения, интеллектуальных и материальных носителей культуры.

Профессиональная культура – это типичная субкультура.

В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, формальными и внешними признаками, а иногда и институтами. Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения.

Выбор профессионального кредо – это последовательная цепочка принимаемых решений и серьезных усилий как интеллектуальных, так и волевых. В чем же проявляется дезинтеграция управляющих проектами от остальных культурных слоев? Вовсе не внешними атрибутами, характерными для субкультур низкого уровня зрелости – большинства молодежных субкультур, субкультур фанатов различного свойства. Последние тяготеют к контркультурам, противопоставляющим себя мейнстриму развития общечеловеческих ценностей.

Профессиональная субкультура МПП характеризуется:

  • высоким образовательным и интеллектуальным уровнем ее носителей;

  • ориентацией на создание нового;

  • толерантностью;

  • способностью проникновения и интеграции большинства субкультур делового мира;

  • технократичностью

  • и пр.

Она близка к субкультуре предпринимательства, но в целом ее не омрачают проблемы собственности, содержательный стержень в ней составляет дух инновации.

На Workshop’e в шутку попытались сравнить управление проектами с шаманством. Так обсуждение показало, что эти профессии отличаются принципиально: шаманство в своей культурной основе обращается к прошлому, к духам предков, в то время как проектная деятельность нацелена в будущее на положительное изменение нашего мира, и это определяет мировоззрение управляющих проектами.

Вы скажете, что положительность изменений – вещь относительная: нередко то, что считалось полезным для людей, приобретало вполне антигуманные формы. Вот здесь и должно себя проявлять прогнозное чутье, ориентированное на вышеуказанный принцип “не навреди”. Высококультурный человек с развитой нравственностью всегда почувствует отдаленную опасность негативных последствий.

Свойства эффективной адаптации и сбалансированного воздействия в профессиональной субкультуре МПП во многом становятся основополагающими инструментами деятельности, поскольку определяют успешность проектов. Широта кругозора, развитое мировоззрение становятся почвой, из которой черпается содержание принимаемых решений, а способность структурного обобщения опыта – движущей силой выработки решений, конфигурация которых оказывается эффективной в конкретных ситуациях.

Особое качество субкультуры МПП в ее инструментальном проявлении связано с необходимостью эффективного взаимодействия управляющих проектами с носителями различных субкультур: это и профессиональные субкультуры делового мира, субкультуры различного уровня зрелости, национальные субкультуры и пр. Это означает, что субкультура МПП тяготеет к сверхкультурам, которые возвышаются над другими и впитывают из них качества, создающие условия для широкого кросскультурного взаимодействия.

Не следует относиться к указанной элитарности субкультуры МПП как к чему-то притягательному, несущему блага и удовольствия. Ее освоение и поддержание огромный труд, своеобразный образ жизни, полностью затягивающий человека в необходимость постоянной работы мышления, подобно образу жизни спортсмена с постоянными тренировками с утра до вечера.

Не следует обольщаться по поводу профессиональной субкультуры МПП, поскольку она только формируется по мере того, как происходит постепенная интеграция сообщества управляющих программами и проектами. Сейчас она в основном имеет черты субкультуры технической интеллигенции. Надо сказать, что в ней проявляются далеко не только элитарные, но и негативные качества. Самые простительные из них занудство, педантизм, самолюбование и др. Они преодолеваются путем освоения предпринимательских качеств и средств гуманитарного регулирования.

В заключение, замечу о постановке на Workshop’е вопроса: “Можно ли управлять проектом вне профессиональной культуры?” По-видимому, да. В современной культуре МПП гуманитарная составляющая – то, что определяет эффективность управления проектами, – крайне слаба. Она напрямую берется из общей культуры человека, а организационно-технологические особенности при этом нередко подменяются общебюрократическими приемами и обиходными действиями на уровне здравого смысла, что вообще выкидывает управленца из профессионального поля. Но ответ “да”, по сути, говорит, что такое управление непрофессионально и не гарантирует выполнения критериев успешности проекта.

Тем не менее, как видите, постепенное развитие специфических гуманитарных инструментов и расширение культурного слоя МПП происходит, в том числе и на Workshop’ах, пусть не вполне систематично, но способствовать этому развитию в наших силах.

 В арсенале гуманитарных инструментов субкультуры МПП главным образом состоят общекультурные возможности уровня здравого смысла.

Отношения в проекте – отношения носителей субкультур

Деятельный аспект культуры и профессиональная культура

 Элитарные свойства культуры МПП с позиции культурных ценностей

 Контркультура (противостояние общему полю) и сверхкультура (концентрация наиболее эффективного - спортивная субкультура)

Мировоззрение как состояние и условие существования в социуме

Инструмент для продуктивного действия

 Общая структура систем, ее освоение по разным каналам и дополнительность - к инструментам

Моделирование интуитивное связей отношений, временных и ранжированных соотношений - чувствование важности, необходимой оперативности, отношения партрнера в связке, подстраивание своего делового интерфейса к партнерам и иным людям - с выдерживанием основы, стержня цели, обоснованной проектом.

Психологические свойства таковы, что удается успешное освоение межкультурного взаимодействия

Лабильность и гибкость

Решение проблем как понимание системных форм и структур, аналогов преодоления тупиков

Человеческая (социальная) культура

Многогранность

Освоение множества предметных областей

 Требования ПМ - основа субкультуры, но сверхкультура возникает, когда есть много большее - аналитичность и синтетичность, тогда возникает сверкультура успешных менеджеров. Работа над собой, расширение кругозора практических структурных действий. Работа мысли - образ жизни, тренировка как в спорте.

 Воспроизводство культуры

Субкультура МП

тяготение к нормативности

элитарность

новации!

социальная активность

образованность

 На стыке ПМ и предметности - освоение как продолжение положительные качеств, снобизм и узколобость как отрицательные качества

Сравнение + и - субкультурных проявлений.

 Система ценностей

 Признание

 Взаимодействия межкультурные

 Инструмент - культура как инструмент в освоении межкультурных проблем

Развитость субкультуры невелика, важнее общечеловеческая культура - ее социопсихологическая сторона

Решение проблем и споров

технических

столкновение интересов стейкхолдеров

Мировоззрение, которое проявляется в действиях становится инструментом - активной жизненной позицией - возможность четко и быстро осозновать явления и ситуации и находить им место в картине мира, действовать по аналогии, по структурно обоснованному мировоззренческим "скелетом" алгоритму.

 Предмет, результат, инструмент - культурные составляющие.

 
© Бурлаков К.Ю., 2005

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено