Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты
Конспект статьи
Тематическое направление: Эффективность руководителя и развитие предприимчивости
 /
Психологическая эффективность лидера
Не дай мне бог сойти с ума

Do not Give Me the God to Leave from Mind

М. Мелия, А. Копьев

(Марина Мелия – психолог, генеральный директор консультативной компании «ММ-Класс», автор книги «Бизнес – это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека». Андрей Копьев – психолог, заместитель генерального директора консультативной компании «ММ-Класс».)

 

Harvard Business Review (русское издание), август, 2005 г, стр. 38-45


Архив текста конспекта статьи (13 kB) в RTF-формате MS Word

 

Оказавшись на самом верху карьерной лестницы, генеральные директора, президенты компаний, председатели советов директоров и прочие «випы» и «топы» сталкиваются с множеством проблем. (стр. 112)

Счастливчики, поднявшиеся на самый верх, больше других рискуют испытать состояние экзистенциального вакуума и утратить способность ценить простые человеческие радости - их трудно чем-то удивить и порадовать. Все это не проходит даром - испытание успехом, богатством, славой выдерживают не все, некоторых это разрушает так сильно, что их поведение становится, мягко говоря, неадекватным. (стр. 39)

«Безумные игры» лидера задевают не только подчиненных, он и сам платит высокую цену за свою неадекватность. Поведение такого руководителя становится иррациональным, сознательно или подсознательно он начинает жертвовать экономической выгодой ради выгоды психологической – в результате бизнес становится все менее прибыльным. Лучшие люди уходят из компании, риски нарастают, вероятность роковой ошибки становится все выше. (стр. 39)

Трагизм ситуации в том, что таким людям очень трудно помочь, поскольку они сильнее большинства и привыкли полагаться главным образом на себя. Ничто не может остановить их падение, если они сами вовремя не найдут способы восстановить собственную цельность и здравомыслие. (стр. 40)

Само по себе достижение успеха - очевидного и признанного другими становится очень серьезной проверкой здравомыслия человека, его критичности, способности трезво взглянуть на себя. Испытанию на прочность подвергаются его мотивация, фундаментальные ценности. (стр. 41)

Кажется, есть от чего потерять голову, однако никаких признаков «звездного» безумия у него не проявилось. Вероятно, это объясняется тем, что самым главным приоритетом в системе ценностей выдающегося полководца было служение, а не самоутверждение. В качестве примера великого антипода Суворова можно привести Наполеона Бонапарта. Это был человек выдающихся дарований, но им двигала, прежде всего, эгоцентрическая мотивация - стремление к самоутверждению, стяжанию «славы мира сего». Он потерял осторожность, здравомыслие и ввязался в кампанию, которая привела его к краху. (стр. 41)

В медные трубы трубят люди, так или иначе связанные с героем, зависимые от него. Постепенно выстраивается система, в которой нет места критике лидера, возражениям, негативной оценке его поступков. (стр. 41)

Другой человек, другая личность утрачивает в глазах преуспевшего лидера очень важное, поистине фундаментальное качество: он перестает быть ближним, из любви и уважения к которому складывается гуманистическая нравственная составляющая поведения. В какой-то момент выясняется, что рядом с нашим героем нет никого, кто пользовался бы у него авторитетом. Это тоже объяснимо: лидеру трудно, а то и невозможно найти равновеликого себе человека. (стр. 41)

Сами лидеры рано или поздно начинают понимать, что окружение взаимодействует с ними в сугубо комплиментарном ключе, и все меньше доверяют льстивым словам. (стр. 42)

[Положительная обратная связь отчуждения. - АДРЕМ]

Устав от странностей начальника, его неадекватной жесткости, грубости и пр., люди, просто чтобы сохранить нормальную самооценку, начинают видеть в нем странного, безумного, «отмороженного» типа. И тогда ни упреки, ни крики, ни обидные эпитеты не воспринимаются всерьез. Если причислить шефа к числу людей «с прибабахом», можно сносить все его выходки без ущерба для собственного «я» и не считаться с его «накачками». Если же серьезно относиться к причудам шефа, нужно признать себя пустым местом, ничтожеством. (стр. 42)

Могущество, власть, влияние, доставшиеся очень быстро, без долгого, порой мучительного периода «выдерживания», «выбраживания» (по аналогии с хорошим вином), действует на людей эгоцентрических возбуждающе. Старшее поколение, не имея опыта обладания богатством и могуществом, не может передать им соответствующие модели поведения. (стр. 42)

Психологические предпосылки «звездных» предпринимательских карьер нередко связаны со специфическими чертами построивших их людей - личностей, особенно деятельных, энергичных, решительных до дерзости, целеустремленных и упорных. Они способны принимать ответственные решения, быстро отделять главное от второстепенного и мгновенно решать множество вопросов. Умение «отделять сигнал от шума», высокий порог восприимчивости к этим шумам, позволяют им многого добиться. Но та же самая черта может проявляться в усиленном варианте там, где особенно важно проявить нечто иное: чуткость, внимание к обстоятельствам, осторожность, рефлексию, трезвость взгляда, может быть, робость и пугливость. Пока человек карабкается на вершину, первостепенную роль играют одни черты, когда взобрался, нужны в дополнение к ним другие. Но часто они не успевают развиться, зато те качества, которые привели на Олимп, еще более усиливаются, приобретая болезненный оттенок. (стр. 42)

[Они во власти старых стереотипов в новой среде. - АДРЕМ]

Такой человек минимально взаимодействует с посторонними, в том числе просто из-за недостатка времени. Он постоянно пребывает в специально организованном мире, заполненном людьми, с которыми практически невозможны подлинные человеческие контакты. (стр. 42)

Для психики это огромное испытание. В итоге утрачиваются реальные межличностные связи: лидер оказывается в изоляции, в безвоздушном пространстве, он становится все менее восприимчивым к внешним сигналам. А это уже прямая дорога к безумию. (стр. 42)

Успешные лидеры - это «сверхздоровые» люди, которые по-настоящему полноценно взаимодействуют с окружающим миром. Даже если им приходится бороться с ним. Однако, достигнув высшей точки успеха, они объективно оказываются в той же ситуации, что и люди с проблемами, описанными выше. Фактически наши «чемпионы» движутся к психической неадекватности, причем делают это с энергией, пропорциональной всей силе их натуры. В этом и заключается парадокс: чем мощнее человек, тем мощнее его «безумие». (стр. 43)

Сдвиг мотива на цель.

То, что было значимым и ради чего использовались те или иные средства, свою значимость утрачивает, а то, что было средством, становится целью. (стр. 43)

Этот психологический механизм «сдвига мотива на цель» исследовал выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Ученый описал развитие мотивационной, ценностной сферы личности: то, что сначала даже не привлекало внимания человека, по мере его взросления и расширения профессионального, социального, коммуникативного и прочего инструментария становится для него доступным, превращается в новую значимую ценность и цель. В то же время распад, инволюция и психологический регресс происходят по такой же схеме, но в обратном порядке. (стр. 43)

Можно ли остановить такую личностную деградацию? Да, безусловно. Если понимать эти механизмы, если контролировать их действие, то можно вовремя «схватить себя за руку». Важно время от времени задавать себе вопросы: что я делаю и почему? для меня это цель или средство? я хочу добиться чего-то конкретного или удовлетворение мне доставляет само действие? (стр. 43)

Те средства, те психологические инструменты, с помощью которых лидеры добивались успехов, постепенно становятся для них самоцелью. (стр. 43)

В поведении каждого человека, в его взаимодействии с внешним миром условно можно выделить три направления. Первое - это утверждение своего «я». Второе - взаимодействие с другими людьми. Третье - достижение конкретных деловых целей. Условно это можно назвать триадой человеческой активности - «Я», «Ты», «Дело». (стр. 43)

 [Далее перечислены формы абсолютизации средств в своей деятельности руководителя. - АДРЕМ]

Нарцисс (нарциссический вариант).

В подобном случае речь идет о крайней форме предоминации личности руководителя, его «я». Обычно эта форма характерна для руководителей, действительно обладающих некоторым особым талантом, который позволяет им и их командам добиваться успехов. (стр. 44)

Вожатый (садистический вариант).

Здесь мы имеем дело с человеком, увлеченным самим процессом взаимодействия с людьми - властью над ними и возможностью ощущать благодаря этому свою силу. Осуществление планов и целей лидера - всего лишь аккомпанемент и легитимизация собственной власти. Командному «мы» придается особое значение. Важен именно момент влияния, власти, манипулирования: сбивание команд, апелляция к коллективному «мы», которое на самом деле есть расширение его собственного безграничного «я». (стр. 44)

У тех, кто не радуется, в такой организации обязательно возникнут проблемы: там весьма вероятна тема «грустных солдат» - тех, кто «не с нами», кто «сам по себе», «слишком много о себе понимает», «непрозрачен» и т.п. (стр. 44)

Бульдозер (паранойяльный вариант).

В этом случае лидер постоянно ощущает угрозу со стороны окружающего мира, что порождает в нем тотальное, недифференцированное раздражение. Ему уже не хватает сил подавлять его, да он и не ощущает в этом необходимости: количество людей, в общении с которыми наш герой попирает все нормы приличия, постепенно растет. (стр. 44)

Подобные сцены происходят и на работе, и дома. Этому человеку кажется, что он вправе так поступать, тем более что никто и не пытается ему противостоять. Подчиненные постепенно приноравливаются к хамству шефа - «сопротивление материала» полностью отсутствует. (стр. 44)

А причина такой деформации личности в целеустремленности руководителя и его страстной ориентированности на дело. Он чувствует себя творцом, демиургом, другие люди для него - лишь средство достижения цели, и ни восхищения, ни даже простого любопытства у него они уже не вызывают, это лишь винтики и шпунтики, необходимые для реализации идеи. Когда необходимость в них отпадает, их просто меняют на более подходящую деталь. (стр. 44)

Такой лидер воспринимает все вокруг (и люди тут не исключение) как глину, которая в его руках должна принимать нужные формы. Если этого не происходит, «творец» впадает в бешенство, просто потому что не готов признать за «глиной» никакой субъективности, никакого права на самостоятельное существование, «соавторство» в жизни. Это он призван формировать и творить, а если что-то мешает ему, значит, происходит нечто недопустимое и злонамеренное. (стр. 44)

Надо признать, что подобная реакция нередко бывает у наиболее мощных, внутренне цельных людей, особенно сильных в энергетическом плане, уверенных, решительных и дерзких. У тех, кто может выступать в качестве героев, кто может «проламывать стены», вести за собой людей. У них каждая минута на счету, все, что ими задумано, должно быть истолковано однозначно, происходить очень быстро, «будь готов - всегда готов». Такая позиция и приводит в итоге к неадекватности. (стр. 45)

Снова подчеркнем, что успехи эти, как правило, реальные и впечатляющие. Лидер на самом деле обладает особыми талантами, возможностями и навыками, благодаря которым осуществляются задуманные им проекты. Достижения столь велики, что в какой-то момент человек теряет чувство реальности: высота набрана и сила земного тяготения ощущается все меньше. Ты уже обладаешь такими ресурсами, у тебя такие возможности, которые выводят тебя за пределы привычного, общепринятого, приземленного. Ты уже не чувствуешь себя таким как «прочие люди», а потому можешь вести себя по отношению к ним уже и не как к людям. Ты уже не один из них, и нет среди них равного тебе. Дезадаптация, неадекватность, «безумие» тогда и начинается, когда окружающие превращаются как бы в ничто… (стр. 45)

[Сама потенциальность возможного успеха на фоне предшествующих успехов – наиболее частый фактор унижения других людей. - АДРЕМ]

Известны внешние и внутренние факторы, позволяющие уберечь «чемпионов». (стр. 112)

Внешние связаны с особенностями ситуации в обществе – историческими, социальными, культурными и прочее. (стр. 112)

Для выдающегося человека сдерживающим началом могут выступать традиции, сложившиеся в обществе, в окружении, в семье, предание о том, как ведут себя самые достойные люди. (стр. 45)

[Внешние факторы профилактики. - АДРЕМ]

Факт осознания опасности существенно уменьшает риски, способствует бдительности, помогает не вытаптывать тонкий слой окружения - людей, с которыми можно вступать в реальные отношения. Осознание опасности может даже служить стимулом к тому, чтобы создавать специальную среду, беречь людей, которые не дадут свихнуться, потерять связь с реальностью. Успешному лидеру необходим диалог с живым человеком, которого он может считать себе, равным. Друг или жена, или другой член семьи, или священник, или советник, или коуч-консультант и т.п. Главное, что с этим человеком можно поделиться чем-то действительно важным. (стр. 45)

Внутренние факторы - система качеств, особенностей и черт, отличающих самых успешных, самых мудрых, самых рассудительных. Мудрость тем и отличается от ума, что никогда не попадает в те обстоятельства, из которых ум может выйти с честью. В каждом конкретном случае эта мудрость проявляется по-своему. Как ни странно, она может предполагать очень высокий уровень требований к себе. Человек сознает, что еще рано расслабляться и «стричь психологические купоны» от одержанных побед. (стр. 45)

Одним из фундаментальных качеств таких людей называют скромность. (стр. 45)

Многие видят в компании и бизнес-технологиях лидера чуть ли не эталон, но сам он и не думает успокаиваться. Он предпочитает размышлять не об успехах, а о проблемах. (стр. 45)

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено