Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Концептуальное проектирование эффективной деятельности
/ Работы А.Г. Теслинова по концептуальному мышлению

Освобождающие силы концептуального мышления

 

А.Г. Теслинов

 

(Андрей Георгиевич Теслинов - доктор технических наук; профессор Международного института менеджмента ЛИНК (г. Москва).)

 

Теслинов А.Г.  Освобождающие силы концептуального мышления. - http://www.teslinov.ru/public/tekushee/index.html


Архив текста конспекта статьи (24kB) в формате MS Word

 

FREEING FORCES OF CONCEPTUAL THINKING

107553 Moscow, st. B. Cherkizovskaya, h.30 – 5 – 26. t. (095) 161-78-24

In the report we highlight the peculiarities of conceptual thinking which create intellectual forces to free our minds from the chains of concepts and binding character of mental stereotypes. Among such peculiarities we can name, for example, acknowledging the fact that there are always conceptual schemes existing between an explorer and the reality; that the concepts embody in themselves three time dimensions – the present of the past, the present of the present and the present of the future; that the conceptual thinking provides control over creation of new senses and etc. On the whole, 12 peculiarities of philosophical level are defined. These peculiarities of conceptual thinking give us various opportunities to free our minds from a range of twisted reality perceptions and boundaries to percept it freely and adequately.

Введение

Упрощенно под концептуальным мышлением можно понимать такой характер мышления вообще, при котором «единицей», образующей смыслы, выступают концепты (лат. conceptus ¾ понятие)  как содержательные значения имен понятий. При этом термин «концептуальный» обозначает характер процесса мышления, или описания, или представления чего-либо, отличающийся тем, что явления представляются в форме понятий как строгих форм мышления [1, 2]. В действительности, особенность этому типу мышления придают не столько операции с понятиями, сколько идеи, правила, подходы и прочее, что создает особенные отношения между мыслителем, познаваемой реальностью и концептами как посредниками между первыми двумя. Скажем, мастерство в формальной логике еще не означает мастерства в концептуальном мышлении, хотя в своей операциональной части оно и выстраивается на основании формально-логических законов. Сумма принципов отношения к действительности и к процессу познания, правил организации высказываний, онтологических предпосылок к построению и использованию концептов и придают концептуальному мышлению особую форму.

Конструктивные успехи концептуального мышления придают ему ряд мистических свойств, таких как, например, всемогущество, всепроникновение, оригинальность, креативность и другие, что возбуждает сознание непосвященных и, как ни странно, способствует вульгаризации его. Однако, у концептуального мышления, действительно, есть ряд свойств, ради которых оно заслуживает глубокого освоения.

В докладе речь пойдет лишь о тех особенностях концептуального мышления, которые придают ему свойства некоторой философии освобождения человеческого сознания от «плена» представлений и принуждающего действия шаблонов, стереотипов мышления. Поскольку с такого рода освобождением связана возможность все более конструктивного, полного и радостного отношения к жизни, то разумной представляется и цель доклада – послужить интеллектуальному облегчению существования нашего сознания.

Суть обсуждаемой проблемы отражает название доклада – освобождающие силы концептуального мышления. Среди свойств концептуального мышления здесь выделяются те, которые несут в себе возможности все более объемного и радостно-объективного сознания реальности.

Особенности и силы концептуального мышления

Удивительная и могучая развивающая сила заложена природой в том обстоятельстве, что, обладая полной (богоподобной) свободой изначально как возможностью человек всю жизнь вынужден обретать ее, преодолевая многочисленные барьеры, задействуя для этого различные силы. Удивительно и то, что наиболее трудными препятствиями к освобождению являются препятствия, выстроенные сознанием. Но мудрецы говорят, что там, где возникает проблема, там и содержатся силы для ее преодоления. Поэтому станем искать освобождающие сознание силы в тех инструментах, которыми оно пользуется, то есть в данном случае в свойствах и особенностях концептуального мышления (КМ).

Особенность 1. КМ исходит из того, что между нами и реальностью находятся концептуальные схемы, через которые она познается, описывается и преобразуется. Признание этого обстоятельства освобождает нас от трагедий соприкосновения с реальностью, которую «мы не знали». Так устроенное мышление ищет изъян в концептуальной схеме и меняет ее ради приближения мыслителя к реальности. Полем интеллектуального и эмоционального «сражения» и «согласия» в подобных ситуациях становятся отношения между мыслителем и схемой и между схемой и реальностью.

Особенность 2. Из первой особенности следует, что в КМ признается существование различных концептуальных схем, которые в разной мере приближены к реальности. Признание этой меры «приближенности» к  реальности как к последней (божественной) истине освобождает от интеллектуальной смерти как от прекращения существования остановкой поиска. Следуя за Августином, доказывающим сакральное «я ошибаюсь, следовательно, я существую» [3], в этом отказе от одних «ошибочных» схем и поиске других мы продолжаем свое интеллектуальное существование.

Особенность 3. Признание того обстоятельства, что мы никогда не имеем дело с тем, что есть «на самом деле», а только с тем, что есть «с точки зрения принятой концепции», КМ открывает возможность для исследования своих собственных установок сознания, которые выступают в качестве оснований той или иной концепции реальности. Эта возможность освобождает от иллюзии объективности личных суждений. Это происходит через практику сравнения рядоположенных концепций одной и той же реальности.

Особенность 4. Правильно, с сознанием дела построенный концепт собирает во едино три времени: настоящее прошедшего ¾ актом задействования памяти, настоящее настоящего ¾ актом постулирования наблюдаемого, настоящее будущего ¾ актом воображения развития концепта и отказа от этого развития ради ограничения когнитивной ситуации [4]. Тем самым КМ освобождает мыслителя от вневременности творений силою концептуальной «сборки» представлений.

Особенность 5. КМ «добывает» знания о каком-либо явлении путем контролируемой и связанной цепи концептуальных схем. Это позволяет ему, с одной стороны, удерживать в ходе многотрудных  рассуждений весь путь предположений и выборов, а, с другой стороны, вести обоснованную линию к цели постижения реальности. Это наделяет КМ силой концептуального расчищения пути к чему-то единственному и ведения к нему и освобождает от пессимистической философии («все, что нам нужно ¾ это немного  порядка, чтобы защититься от «хаоса»).

Особенность 6. Близкой к этой возможности КМ выступает и возможность создания реальности. Дело в том, что концептуальные схемы и концепции не столько описывают, не столько отражают реальность, сколько предписывают ее. После формирования концепции действительным для мыслителя становится то,  что постулируется концепцией и воплощается благодаря ей. Результат воплощения концепций зависит от  ресурсов исполнителя содержащегося в ней замысла. Но сама возможность КМ конструировать, создавать новую  реальность освобождает нас от пассивной созерцательности.

Особенность 7. С помощью концептуальных схем  мышление концептуалиста стремится снять противоречия, которые оно находит в реальности. Так, например, противоречие между различными подходами к управлению, или парадокс «остывания вселенной, или проблема «ограниченности» ньютоновской физики в КМ порождают новые концепты и концепции. Тем самым формируется новый взгляд, в котором  противоречие находит объяснение и занимает определенное «место» в картине мироздания. Средствами концептуализации предметных областей мы освобождаемся от беспокойства противоречивости.

Особенность 8. Мышление, отражающее наблюдаемые факты, всегда обречено иметь дело с фрагментами целого. В силу асимметричности вселенной, ограниченности органов чувств и  интенциональной обусловленности такого мышления мы никогда не имеем дело с целым. Целое можно только помыслить. Наиболее конструктивные подходы к постижению целого создаются в КМ с помощью концепций целого. Эти ментальные модели освобождают нас от разрушения целостности, которое составляет суть спекулятивного рассудка.

Особенность 9. Другой  стороной возможности удерживать целое является способность КМ инструментально редуцировать представления. Сведение сложных задач и представлений к ряду простых лежит в основе многих техник КМ. Тем самым возникает сила постижения сложного через простое. Эта сила освобождает нас от трудностей встречи с непреодолимой сложностью.

Особенность 10. В ходе умозаключений КМ чаще всего обращается к сути понятий. Это означает, что среди разнообразного оно стремится выделить тождественное. Работа такого рода связана с отделением полезного для некоторой когнитивной задачи от второстепенного. При этом происходит своего рода сужение разнообразия смыслового поля. Силою такого информационного очищения мы освобождаемся от интеллектуального «мусора», занимаясь своего рода платоновской работой, отделяя знания от мнений.

Особенность 11. Концептуализация некоторой действительности, выделение в ней значимой для исследователя предметной области всегда связана с осознанием когнитивной задачи. Речь идет об осознании совокупности факторов, которые обусловливают тот или иной выбор концептов и отношений при концептуализации. Во-первых, среди таких факторов существенную долю занимают такие, которые связаны с пониманием конкретной субъективной познавательной задачи. Это обстоятельство стоит рассмотреть как аргумент за непрерывное присутствие исследователя в своем творении. Во-вторых, осознание и проявление всех значимых для облика предметной области обстоятельств принуждает мыслителя участвовать в концептуализации не только интеллектуально, но и психически. Тем самым силою вовлечения в концептуализацию как в событие мы освобождаемся от непричастности к концепциям. Происходит обратное ¾ каждая концепция становится следом активности субъективного «Я», задействованным в конкретный момент своей эволюционной линии.

Особенность 12. Уровень общности произведений КМ, возможности восхождения в метапозицию, инструментально поддерживаемая рефлексия рассуждений и другое выдвигают  его в ряд философских технологий. В этом значении КМ представляет собой средство, с помощью которого интеллектуально-духовные переживания философствующего сознания приобретают форму инструментального поиска ответов на волнующие вопросы. Тем самым КМ освобождает нас от слабости обыденного мышления, наполняя собой сердцевину философского акта. Это освобождение возникает, в основном, благодаря силам упорядочения суждений и порождения непротиворечивых следствий из принятых концептуальных положений. Это освобождение создает возможность для подлинного философского возвышения мыслителя.

Заключение

Не все выделенные особенности КМ осознаются и используются даже теми, кто владеет этой технологией. Явление это нормальное для ситуаций, в которых чаще всего оказываются концептуалисты ¾ когда с помощью средств КМ решаются конкретные познавательные задачи. Поэтому выделение в качестве существенных 2, 3, 4, 11, 12 особенностей КМ представляется новым результатом исследования автора. Осознание действительных возможностей КМ приходит в состоянии мышления мышления, то есть в состоянии философского поиска смыслов КМ как явления. Это обстоятельство побуждает к развитию именно философского направления в КМ. В качестве предложения, развивающего эту идею, следует признать необходимым разработку некоторой программы философского осмысления КМ как социального явления. Эта программа может быть выстроена из ключевых вопросов, ответы на которые могут обогатить интеллектуальное движение.

Литература

1.     Никаноров С.П., Никитина Н.К., Теслинов А.Г. Введение в концептуальное проектирование АСУ: Анализ и синтез структур. * М.: РВСН, 1995.

2.     Теслинов А.Г. Концептуальное мышление как конструктивная философия // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе: Труды XXVIII Международной конференции IT+SE`2003 ¾ Украина, Крым, Ялта – Гурзуф, 19 – 28 мая 2003 г. ¾ Гурзуф, 2003. С. 256 – 258.

3.     Аврелий Августин. Исповедь. Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1991.

4.     Неретина С.С. Тропы и концепты. М., ИФ РАН, 1999.

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено