Верхний колонтитул сайта ЗАО ЦСП "АДРЕМ"
Навигатор сайта "АДРЕМ"
 

События
  Актуальные темы
  Тезаурус
  Публикации
  Ссылки
  Контакты

Публикация

Тематическое направление: Потребительские ценности, маркетинг
и формирование рынка
/
Реклама и информационный контент

Проблемы рынка информационных услуг в потребительской сфере

Problems of Information Services Market in Consumer Sphere

Балута В.И.

ктн, доцент, заместитель генерального директора

ЗАО Центр специализированного проектирования «АДРЕМ»

 

Москва, 2005


Архив текста статьи (13 kB) в формате MS Word для загрузки

 

Многими социологами и экономистами подчеркивается тот факт, что основным вектором развития постиндустриального общества, особенно западного образца, по мере роста экономического благосостояния населения является (по крайней мере, пока) формирование, развитие и все более полное удовлетворение разнообразных потребностей его граждан. Смена общественного строя в нашей стране происходила под тем же лозунгом – дать возможность нашим гражданам стать полноправными членами «общества потребления». Этот лозунг постепенно воплощается в жизнь, видоизменяя целевые ориентиры в общественном сознании и, соответственно, приоритеты в деятельности людей.

Общественным механизмом решения этой глобальной задачи служит потребительский рынок продуктов - товаров и услуг. В числе участников этого рынка можно выделить три основные категории лиц: поставщики продукции (производители и оптовики), розничные продавцы и покупатели.

Динамичность развития этого рынка, многообразие предложений на нем порождают естественную потребность в информационном обеспечении. Однако целевые потребности в информационном обеспечении у каждой из вышеназванных основных категорий участников потребительского рынка различны:

  •  у поставщиков – найти продавца своей продукции,

  •  у продавцов – найти поставщика и привлечь покупателя,

  •  у покупателя – найти нужный товар и «удобного» (в смысле функциональности) продавца.

Понятно, что достижение этих конечных целей на информационном поле сопровождается решением ряда сопутствующих проблем по созданию соответствующего информационного фона. Так, поставщику для привлечения внимания продавцов к своей продукции необходимо предварительно сформировать спрос покупателей на нее. Даже при наличии соответствующей потребности покупательский спрос на продукцию не появится, если не будет распространения информации о её существовании. Для развития спроса нужно донести до потенциального покупателя информацию и о существовании, и о преимуществах данной продукции в ряду аналогичных предложений. И в этом интересы поставщика смыкаются с интересами продавца. Последнему тоже интересно торговать такой продукцией, которая пользуется спросом у покупателей. Кроме того, продавцу желательно еще донести до потенциального покупателя информацию о наличии у него соответствующей продукции и о преимуществах ее приобретения именно у него.

Покупатель, со своей стороны, желает иметь достаточный объем сведений о совокупности имеющихся на рынке предложений для удовлетворения его конкретной потребности, о различии потребительских свойств и сравнительных характеристиках отдельных видов продукции, причем в сочетании с информацией о вариантах мест и форм ее приобретения.

Посредниками, нацеленными на удовлетворение информационных потребностей участников потребительского рынка, служат распространители информации (рекламы). (Конечно, рынок информационных услуг тоже является частью потребительского рынка, на котором есть свои заказчики, производители, поставщики, продавцы, покупатели, потребители, однако для нас сейчас интересна только одна обобщающая категория – «распространители», благодаря которым нужная участникам рынка информация аккумулируется и доставляется от одного участника к другому).

Одной из характерных черт современного состояния информационного рынка является его настроенность на удовлетворение потребностей поставщика (крупного продавца), причем даже в той его части, где осуществляется реклама продукта якобы в интересах информирования покупателя. На самом деле, итоговая цель такой рекламы – повысить спрос на конкретный продукт, который должен пробудить интерес продавца к его продвижению в среде, казалось бы, подготовленных к потреблению покупателей. Именно поставщики совместно с крупными продавцами выступают заказчиками и основными плательщиками за распространение информации о продуктах. И именно их интересами определяется состав предоставляемой пользователю информации в каждом конкретном случае. Хотя и очевидно, что основная нацеленность рекламы – все-таки на покупателя, тем не менее, из всего спектра интересов покупателя при формировании информационных блоков учитываются только отдельные аспекты. Он снабжается сведениями локально, в «однобоком» освещении и только под определенным углом нацеливания на информацию о продукте или продавце. Совершенно не учитываются при этом сложность и трудоемкость процедур и операций, которые должен произвести пользователь в процессе “потребления” информации. Однако важно подчеркнуть, что, тем не менее, оплату этих информационных услуг опосредованно производит сам конечный покупатель при покупке продукции, поскольку цена рекламы включается в цену покупаемого продукта.

Конечно, утверждение о том, что только поставщик определяет форму и объем предоставляемых покупателю сведений, выглядит не однозначно верным. На информационном рынке присутствуют и такие «распространители», которые стараются расширить поле информационного обслуживания покупателей в сторону предоставления большего объема требующихся им сведений. Но! Анализ показывает, что такие попытки ограничиваются:

  • либо рамками некоторой целевой товарной группы (то есть опять же исходя из интересов поставщиков (продавцов) данного вида продукции),

  • либо рамками уже сформировавшихся представлений о минимуме необходимой покупателю информации и соответствующим образом сформированных справочных баз (сведения подаются фактически в формате телефонных справочников иногда с небольшим дополнением в виде картографического представления).

Естественно, заинтересованный покупатель может найти дополнительные источники необходимой ему информации, опираясь на многообразие целевых видов информационного обеспечения, но сам по себе такой поиск требует больших затрат времени и интеллектуальных усилий. К тому же он не всегда успешен и полон, так что эти затраты могут и не оправдаться.

Комплексного информационного ресурса, сформированного именно исходя из интересов конечного потребителя этой информации – потенциального покупателя продукции – сегодня нет.

Конечно, нет сомнений в том, что представители информационного рынка прекрасно знают устоявшееся мнение всемирно известных экспертов и консультантов – исследователей законов развития рынка, акцентирующих внимание на необходимости учета в первую очередь потребностей конечных пользователей как условия успешности бизнеса. Вспомним высказывания классиков маркетинговой аналитики:

Т. Питерс: «…наиболее успешен бизнес тех, кто предвосхищает вопросы клиентов, а не просто отвечает на них. Клиенту надобен не один лишь продукт, а комплекс из продукта и всех сопутствующих услуг, то есть уникальный и исчерпывающий комплекс продуктов и услуг…».

К. Кристенсен: «Чего на самом деле хотят покупатели? Чтобы Вы выполнили за них их работу – это основное содержание и условие успешности бизнеса… Компании, нацеливающие свои продукты на обстоятельства, в которых находятся покупатели, а не на самих покупателей – именно они и могут добиться прогнозируемого успеха…».

Но анализ состояния вопроса убеждает: проблема не в недостатке знаний о приемах маркетинга или неумении их применять. Суть проблемы в том, что клиентами на рынке информационных услуг считаются не конечные покупатели продукции, а ее поставщики и продавцы.

При формировании информационного рынка сложилось естественное смещение восприятия. Оно связано с тем обстоятельством, что обычно клиентом считается тот, кто платит непосредственно за исполнение заказа, то есть в данном случае это заказчик информационного обслуживания, которым является поставщик (продавец) продукции. Но можно взглянуть на эти отношения и под другим углом зрения. Как уже подчеркивалось выше, за кадром остается то обстоятельство, что на самом деле за информационное обеспечение платит потребитель продукции, в стоимость которой включены затраты на рекламу. Это означает, что непосредственные  заказчики рекламы могут рассматриваться лишь в роли агентов потенциального покупателя. Уже поэтому его можно и нужно воспринимать в качестве основного клиента информационного бизнеса. Соответственно, изменение трактовки отношений на информационном рынке влечет и изменение подходов к формированию содержания информационного контента, к формам его представления пользователю.

Таким образом, в качестве вывода необходимо констатировать, что действующий сегодня сектор информационного рынка обслуживает по преимуществу интересы поставщиков (продавцов) даже в той ситуации, когда фактическим объектом информационного обслуживания является конечный потребитель продукции. Ниша для рекламного бизнеса, в котором в качестве клиента будет реально выступать потенциальный покупатель продукции, уже ждет своих предпринимателей.

***

Мы проработали направления развития этого бизнеса и готовы поделиться ими с тем, кто, со своей стороны, готов вложить реальные средства в создание нового рынка информационных услуг.


© Балута В.И., 2005

Нижний колонтитул сайта "АДРЕМ"
Главная | Актуальные темы | Тезаурус | Публикации | Ссылки | Контакты | Карта портала

© Инициативная группа «АДРЕМ»

   Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено