Бытует утверждение, что только
отдельные люди живут, чтобы работать, все остальные работают,
чтобы жить. На этих остальных и ориентирован потребительский
рынок товаров и услуг. Он настолько обширен, что поиск
необходимой информации о «товарах и услугах», «о местах их
предоставления» становится проблемой, отнимающей у людей массу
времени и интеллектуальных усилий.
С другой стороны,
проблемой стало и доведение такого рода информации до
потенциальных потребителей со стороны продавцов. Ограниченность
информационных каналов при неограниченности предложений породили
условия для поддержания высоких цен на этом рынке услуг.
Рекламная отрасль превратилась в одну из доходнейших сфер
бизнеса. Хорошая реклама почти недоступна предприятиям среднего
и малого бизнеса, особенно на радио и телевидении.
Тем не менее, и на рынке
рекламы появляются новые возможности. Сегодня Интернет уже
считается одним из достойных внимания серьезных людей каналов
распространения информации наряду с другими СМИ. В том числе и с
точки зрения использования его в качестве специфической
«рекламной площадки». Интернет, по общему мнению, значительно
расширяет возможности для информационного обмена, позволяет
реализовать механизмы, существенно упрощающие процедуры поиска
необходимых сведений. Поскольку это самый «молодой» вид
удовлетворения информационных потребностей населения, можно
ожидать, что, во-первых, в нем еще не исчерпаны все возможности
для создания и внедрения новых технологий, во-вторых, его
удельный вес по мере развития технологий будет только
возрастать. Этому же будет способствовать и естественная смена
поколений, поскольку для молодежи использование компьютера и,
соответственно, справочных возможностей Интернета становится
естественным элементом образа жизни.
Не удивительно, что Интернет уже сейчас перенасыщен информацией
по самым разным вопросам, в том числе и разнообразными
сведениями о предлагаемых на потребительском рынке товарах и
услугах. Но при этом, если сравнивать представительство в
Интернете традиционной и так называемой электронной форм
торговли, то явный перевес в таком информационном обеспечении на
стороне последней.
Судя по обилию
предложений, электронная торговля в Интернет-пространстве пока
выигрывает соревнование в борьбе за покупателя, поскольку эта
форма лучше приспособлена к использованию преимуществ
Интернет-технологий. Главное их достоинство – доставка полной
информации непосредственно на рабочий стол потребителя. И чем
эта информация полнее, доступнее, нагляднее, выигрышнее, тем
больше шансов, что она послужит основой для выработки
предварительного решения о покупке.
Тем не менее, западными
аналитиками недавно отмечалась устойчивая тенденция снижения
инвестиций в сферу электронной торговли. Основной ее причиной
указывается падение рентабельности таких вложений, хотя
тенденция психологического восприятия электронной торговли в
качестве безальтернативной перспективы торговой отрасли еще
сохраняется.
Возможно, сложившиеся
формы электронной торговли приблизились к пределу исчерпания
своего потенциала экстенсивного роста, выбрав тот сегмент рынка,
который для них наиболее приемлем. С другой стороны, и
покупатели на основе сравнения двух форм торговли смогли глубже
прочувствовать и оценить те преимущества, которые предоставляют
традиционные формы: большую оперативность и свободу выбора при
принятии решений о покупке1.
Это создает определенные условия и возможности для традиционной
торговли в расширении своей ниши в Интернет-пространстве. Но для
этого ей необходимо адаптироваться к условиям существования в
этой среде.
К сожалению, представленные в Интернете предложения предприятий
традиционной торговой сферы не удовлетворяют большинству из
вышеперечисленных требований: полноты, доступности, наглядности.
Разрозненность и отрывочность предоставляемой информации, ее
недостаточная визуализация, разноформатное представление,
сложность поиска и обработки создают существенные трудности ее
использования.
Существующая ныне система представления такой информации в
Интернете не ориентирована в достаточной мере на ее
потребителей. (Такое положение вещей связано с некоторым
смещением восприятия клиентской базы на рынке информационных
услуг.
Анализ этой проблемы представлен в другой статье на данном
портале). Отсутствие четкого понимания
потребностей пользователя приводит к тому, что при попытках
непосредственно воспользоваться кажущимся разнообразием сведений
о предложениях традиционной торговой среды или сферы услуг в
Интернете в целях принятия решения о покупке какого-либо товара
или получения требуемой услуги потенциальному потребителю
необходимо преодолеть целый ряд сложных операций.
Анализируя потребности покупателей и сравнивая их с сегодняшними
возможностями Интернет-технологий, нетрудно убедиться в том, что
простота и полнота поиска информации через Интернет – это в
действительности пока еще не более чем иллюзия.
Во-первых, сам объем предлагаемой информации не отвечает
требованию полноты. Этот объем ограничен предложениями только
тех, кто ее разместил по своей инициативе. По преимуществу, это
имеющие свои сайты производители отдельных видов продукции,
оптовые поставщики, магазины электронной торговли, крупные
торговые центры, рекламодатели, да и у тех актуализация сведений
оставляет желать лучшего.
Во-вторых, если априори не известно, где размещена необходимая
информация, пользователи Интернета обращаются к помощи поисковых
машин. Как правило, на сделанный запрос из поисковых систем
«вываливается» множество ссылок. В общей массе рассеяны наряду с
предложениями собственно продавцов и другие рекламные ссылки,
вплоть до случайного упоминания искомого наименования (слова) в
каких-либо публикациях, вопросах или комментариях на форумах.
При этом на первых местах в списке могут фигурировать не те, кто
нужен потребителю в первую очередь, а те, кто заплатил за
попадание в первые строчки результатов поиска. И нужно либо
уметь грамотно пользоваться сходящимися к требуемому результату
технологиями формирования запросов, а это доступно далеко не
всем и не всегда работает, либо… Либо весь полученный «мусор» с
«зернами истины» нужно просеивать и перебирать, “пробегая” по
страницам в поисках действительно необходимого. Если не надоест
и хватит настойчивости, то можно найти почти приемлемое
предложение. В качестве оговорки следует упомянуть, что
некоторые поисковые системы имеют частично сходящуюся систему
«наводки», что немного экономит время, но…но и эти инструменты
лишь частично соответствуют потребностям пользователя (смотри
начало абзаца).
Впрочем, сложности не ограничиваются только поиском. У тех, кому
удалось преодолеть возникшие проблемы в поиске нужного сайта,
остается проблема адаптации к форме представления данных
конкретными разработчиками сайта. В стремлении выделиться из
среды себе подобных путем разнообразия форм преподнесения
сведений либо из-за ориентации на сленг или профессиональный
жаргон они во многих случаях переступают границы эргономичности
и естественности психологического восприятия. Ввиду отсутствия
единых стандартов представления сведений о товарах и услугах в
большинстве своем каждый сайт оформлен «по-своему», требующаяся
потребителю для принятия решения информация рассеяна по
различным блокам, страницам или скрывается за не всегда
вразумительно сформулированным вопросом или ссылкой. Не всякому
пользователю удается добраться до нужного результата без
дополнительных времязатратных и интеллектуальных усилий. Ввиду
целевой порционности размещения информации, полученные в
отдельном запросе сведения, как правило, недостаточны для
выработки решения. А чтобы выяснить дополнительные интересующие
детали, например, чтобы сориентироваться относительно
местоположения места продажи найденного товара, либо необходимо
дозвониться по предложенному телефону (хорошо, если ответят
сразу, а потом смогут на слух объяснить маршрут), либо
переключаться в другие, в частности, адресные поисковые системы.
Если полученный пользователем в совокупности объем данных не
удовлетворяет его по каким-либо параметрам (далеко добираться,
неприемлемая цена, не по пути, не найден ответ на один из
вопросов и т.п.), то приходится возвращаться опять в систему
ссылок и перебирать их дальше в поисках нужного варианта.
Возможно, с тем же негативным результатом. И так, если не
повезет, то поиск продолжается, пока не истечет лимит
выделенного на эту процедуру времени или пока не надоест…
В общем, при всей своей кажущейся «простоте» поиск информации о
товарах (или услугах), их достоинствах и приемлемых местах
возможной покупки является сегодня длительной, утомительной и не
гарантирующей успеха процедурой! Более того, требующейся
информации о нужном товаре или профильном магазине, а тем более
с удовлетворяющим покупателя местом его расположения может
просто не быть в информационной базе Интернета.
Поэтому традиционной торговле в Интернете успешно противостоит в
качестве альтернативы торговля электронная. Но у нее есть целый
ряд «но»… Во-первых, не все виды требующихся товаров
представлены в ассортименте электронных магазинов, не всегда
есть возможность ждать «покупку» несколько дней, не все склонны
заказывать товар «вслепую». А во-вторых, в этой среде гораздо
больше шансов попасться на удочку недобросовестных продавцов,
поскольку этот сектор рынка пока почти не доступен контролю. А
значит, у традиционных форм торговли еще есть шансы на то, чтобы
завоевать свою долю внимания среди серьезных
Интернет-пользователей.
Дело за малым – за созданием стандартизованного, всесторонне
наполненного, обобщенного и адекватного ожиданиям потенциальных
потребителей информационного ресурса. Над чем мы и работаем.
© Балута В.И., 2004 |